Сказки для дошкольников по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая группа)
Добрые сказки по духовно-нравственному воспитанию дошкольников играют большую роль в воспитании детей. Данные сказки учат добру, человечности, дают ответы на вопросы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о храме. Детям и взрослым.
Дорогие дети, и конечно же, родители! Сегодня мы с вами побеседуем о самом прекрасном месте на земле – Храме Божием.
Храм — это место, посвященное Богу. Там молятся Господу, Пресвятой Богородице и святым.
Хотя, мы с вами знаем, что молиться можно и нужно дома, или в пути, если идете куда-нибудь, но главная молитва — общая. Она совершается в Храме.
Над Храмом Божиим возвышается Крест — орудие нашего спасения.
У Храма бывает обычно пять глав. Четыре главы — в честь тех четырех апостолов, из которых каждый написал Евангелие. А пятая глава — в честь Самого Иисуса Христа.
Храм состоит из трех частей.
1 часть – восточная. В этой части находиться алтарь. Это самое важное место в храме. Именно там совершается великое Таинство Евхаристии! Туда не могут входить девочки и женщины. От средней части храма алтарь отгорожен иконостасом. В нем три двери: Царские врата в центре, северные — слева от молящихся и южные — справа от молящихся. Невысокое возвышение перед алтарем называется; амвон.
2 часть – средняя. В средней части храма стоят крещенные люди, то есть – мы с вами.
3 часть – западная. Она находиться в конце храма. В западной части, близко ко входу, стоят кающиеся верующие и оглашенные (готовящиеся позже принять Крещение). Там обычно священник принимает исповедь. Там также находиться и свечной ящик, где продают свечи, лампадное масло и принимают записки. Крыльцо храма называется папертью. В старинных храмах паперть состояла из длинного коридора.
А напоследок, давайте прочтем небольшое четверостишие Евгения Санина, которое называется «Храм – защитник».
Сказала мне мама, в дом Божий вводя:
«Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод!»
Так что, дорогие дети, Храм – это действительно, самое прекрасное и благодатное место, в котором хочется молиться и долго предолго смотреть на чудные иконы.
8 марта – детям. Стихотворение и беседа.
Дорогие дети! Сегодня 8 марта – международный женский день. Но в Православной Церкви такого праздника нет, и даже напротив, сейчас в Великий пост никакие торжества и веселия не разрешены.
Но, многие из вас ходят в детские садики и школы, и, конечно же, наслышаны о 8 марте.
На самом деле этот праздник даже очень хорош, а если правильно понять его смысл, то и вовсе из него можно извлечь большую пользу!
А разобраться – совсем не трудно.
Женский день – это в первую очередь праздник наших мам! А значит, вы должны в этот день как можно больше сделать приятного вашей маме.
Сейчас вы еще не взрослые, поэтому вам сложно оценить материнский труд – но, все же, давайте попробуем через одно замечательное стихотворение уже выросшего поэта, который в свою очередь был таким же маленьким, как и вы, разобраться и понять труды нашей родной мамочки.
Слово «мама» — дорогое
Мамой надо дорожить.
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
Если мать еще живая
Счастлив ты, что на земле
Есть кому переживая,
Помолиться о тебе.
В раннем детстве беззаботно
Я не знал, как трудно жить.
Мать трудилась, чтобы было
Чем кормить и чем поить.
Помню тихие беседы.
Говорила ты о том,
Чтобы умным был, прилежным,
Жизнь свою связал с Христом.
Помню радостные встречи,
Как с дороги приезжал.
Матери родные плечи
Как ребенок обнимал.
И, оставшись одинокой,
В сердце ревностью горя,
Ко Христу с мольбой глубокой
Ты молилась за меня.
Если мать еще живая
Счастлив ты, что на земле
Есть кому переживая,
Помолиться о тебе.
Так, что давайте, дорогие дети, будем ценить наших мам, и всегда-всегда их слушаться!
Детям о Прощеном Воскресении
Дорогие дети! В сегодняшний воскресный день, который называется Прощеным воскресением, православные люди испрашивают друг у друга прощенье, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со своими ближними.
- А как попросить прощенье? – можете спросить вы.
Жил на земле один очень мудрый старец, преподобный Никон Оптинский, который говорил вот что: «Когда прощения просишь, то надо это делать от чистого сердца, с полной искренностью. Точно так же и прощать, говорить: «Бог тебя простит», — и в душе твоей в это время должно быть чувство искреннего прощения, чтобы уж потом и не поминать этого дела, чтобы мир и любовь установились между вами.
В сегодняшний день Церковь также вспоминает, как за непослушание Богу Адам с Евой были изгнаны из Рая и стали смертными. Тело человека должно умереть, так как приспособлено только для земной жизни с ее трехмерным измерением: длиной, шириной, высотой, да еще — временем.
А в жизни духовной это все не требуется, там нет времени, там Вечность. Для нее мы и должны готовить себя на земле. Это наша задача, для благополучного решения которой необходимо послушание родителям и пастырям Церкви.
Так давайте же, дорогие ребята, будем слушаться папу и маму, хорошо учиться, и тогда встретим Пасху с чистой совестью и радостью!
Врать нехорошо – детская беседа
Добрый предобрый вам день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами побеседуем о таком неприятном грехе – как ложь, или просто – враньё. Обманывать своих знакомых, друзей и родных ни в коем случае нельзя. Помимо того, что это большой грех, так он еще и противный.
А теперь давайте прочтем поучительную историю Валентины Александровны Осеевой о трех мальчиках.
“Что легче?”
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили ,как день прошел.
Идут домой – боятся:
- Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают,что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранится.
- Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, – говорит третий, – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.
- Нет – говорит – в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй про деда рассказал.
А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Вот видите, ребята, как легко говорить правду! Пусть даже вас родители и накажут, зато на сердце будет легко и светло!
Хвастаться – это плохо. Детская беседа
Дорогие дети! Сегодня речь пойдет о хвастовстве, или, как еще называют это плохую наклонность – заносчивость. Наверняка многие из вас уже испытывали на себе это, не совсем хорошее состояние. Например, когда вам родители подарили очень красивую куклу или машинку. И эта игрушка была намного лучше, чем у ваших сверстников по детскому садику или школе. Тогда вы начинали ей хвастатья и чувствовать свое превосходство над другими ребятами. Вот это состояние и есть – самая настоящая заносчивость, которая ни к чему хорошему не приводит!
А чтобы вы еще лучше и нагляднее поняли эту дурную наклонность, давайте прочтем один интересный и поучительный рассказик
Наследство
“Родители Лизы были люди бедные, но честные и трудолюбивые. Сама Лиза была очень добренькая и ласковая девочка, и все дети в соседстве любили ее за вежливое и милое ее обращение. Всякий охотно играл с нею, несмотря на то, что она была беднее всех и не имела, таких хорошеньких платьиц, как Наташа, Настя и прочие подруги. Они же смотрели не на платье, но на сердце, которое, конечно, стоит больше какой-нибудь шелковой или бархатной тряпки.
Вдруг с Лизой произошла перемена. Родители ее получили большое наследство и разбогатели. Лиза вообразила, что она важнее своих подруг, и сделалась в высшей степени спесивой. От прежней услужливости и любезности у неё не осталось и следов.
Наташа, Настя и прочие подруги ее сначала удивились, а потом стали над нею смеяться, но наконец Настя сказала ей:” “Послушай, Лизочка, ты глупенькая девочка. Если ты не переменишь своего обращения, то останешься одна: мы с тобой играть не будем. Опомнись!”
При этих словах Лиза поморщилась, отвернулась от подруг и сказала: “Теперь я богата — подруги найдутся”. Она, однако же, ошиблась: дети оставили ее, Лиза, покинутая подругами, вскоре сильно соскучилась. Она только теперь увидала, как неприятно быть одной. Сидя у окна, Лиза плакала, поглядывая на веселые игры своих прежних подруг. Наконец мать ее заметила эту перемену и спросила ее: “Почему ты не играешь со своими подругами?”
Сначала Лизе стыдно было сказать причину, но по настоянию матери она созналась в своей глупой выходке, равно как в том, что уже давно раскаивается в своей заносчивости.
“Ступай сейчас же к своим подругам, извинись перед ними, — сказала мать. — И помни, что не богатство, но ласковое и сердечное обращение делает человека любимым. Какое другим дело до того, богата ты или нет? Разве они пользуются твоим богатством? Оставь навсегда глупую спесь и не допускай, чтобы зло укоренилось в твоем сердце”.
Лиза тотчас же последовала совету матери, побежала к подругам, ласково попросила у них извинения за свое надменное обращение с ними и снова была с радостью принята в кружок веселых детей. Это, впрочем, весьма хорошо на нее подействовало: с тех пор она никогда не хвасталась богатством отца”.
И вам, дорогие ребята, мы того же желаем! Никогда не хвастаться своими красивыми игрушками и не заноситься перед друзьями-сверстниками.
Детская беседа: – Хороший характер!
Дорогие ребята, добрый день! Сегодня мы поговорим о характере.
Вы наверняка знаете, что характер у человека бывает разный. У одного он мягкий, у другого твердый, у третьего добрый, а у четвертого колкий – колючий.
И тут сразу же приходит на ум один интересный рассказ Натальи Абрамцевой, который мы сейчас с вами и прочтем.
Жил-был кактус. Раз в год он расцветал необыкновенной красоты цветком.
Остальное время у него были только колючки.
Ещё в доме жил-был котёнок. Он очень уважал кактус. А про цветок знал по рассказам взрослых: маленький был.
Когда наконец распустился чудо-цветок, котёнку очень захотелось с ним познакомиться. Он прыгнул на подоконник и замер.
— Какой! Красивый! У вас! Цветок!
— Да, — ответил серьёзный кактус, — ты прав.
Котёнок зажмурился, потянулся к цветку и… отпрыгнул.
— Ой! Нос уколол! Что же вы когти не убираете
— Это не когти, а иглы. Очень нужная вещь.
— Неважно, когти или иглы! Важно, что колется. Мне когти нужны, чтобы лазить по деревьям. А вы царапаетесь непонятно почему.
— Очень понятно, — ответил кактус. — Потому, что колючий.
— Зачем же вы колючий? Может, вы цветок охраняете?
— Нет. Я всегда колючий. И без цветка. А уколоть тебя я не хотел, — равнодушно ответил кактус. — Я не злой. Я просто привык колоться.
Котёнок молчал, а кактус, кажется, растерялся.
— Ладно, подойди, посмотри цветок. Может, не уколешься.
— Спасибо, — тихо ответил котёнок. — У вас необыкновенный цветок. Но с вами мне как-то… не так…
Котёнок спрыгнул с подоконника. Посмотрел на свою мягкую лапку и понял, что ни за что не согласился бы быть колючим, царапучим, как кактус.
Колючим просто так.
По привычке.
Этот рассказ, дорогие ребята, говорит нам о том, что характер становится привычкой.
Да, да! Именно – привычкой!
Как в детстве вы привыкните себя вести, так всю жизнь и проживете.
Если в маленького возраста вы будете добрыми, то на всю жизнь ваш характер будет добрым!
А если с детских лет вы будете колоть своих маленьких друзей плохими поступками (например толкать знакомых ребят, кричать на них, обзываться) – то ваш характер будет колючим – как у кактуса
Поэтому, дорогие дети, давайте дружно пообещаем расти хорошими и добрыми, никогда не злиться и стараться не обижаться, всех любить и всегда прощать! Тогда ваш характер вырастет славным и красивым, добрым и ласковым!
До новых бесед, дорогие ребята!
Поучительная история. Волшебное слово.
Дорогие читатели! Перед Вами и Вашими детьми очень интересная и назидательная история В. Осеевой.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
- Ещё бы! – сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. – Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за того. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза…
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, – усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
- Пожалуйста, – повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Православные рассказы детям. Как купец сам себя обманул
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Перед Вами очень поучительная история о том, как не нужно никого обманывать.
В Тримифунте был некогда архиепископом преподобный Спиридон. Он был бессребреник и вел жизнь, угодную Богу. Часто приходили к нему люди за советом и помощью, и для всех Спиридон находил слово ласки и утешения, ко всем приходил на помощь.
Жил в Тримифунте и богатый купец, который вел обширную торговлю. Случалось, что ему нужны были деньги для больших торговых оборотов, и он брал в долг у Спиридона. Когда же он приносил деньги обратно, Спиридон никогда не пересчитывал их и просил купца лично положить деньги в ковчег, из которого он брал. Много раз купец занимал таким образом золото у Спиридона и всякий раз добросовестно возвращал ему долг. Дела торговли шли хорошо, и купец сильно разбогател.
Но случилось однажды, что, принеся долг Спиридону, купец не удержался от соблазна и не положил золота в ковчег, а утаил его у себя, обманув Спиридона.
Вскоре после этого случая начались неудачи у купца. Он быстро потерял свое состояние и даже впал в крайнюю бедность.
В большой нужде пришел купец к Спиридону и просил его оказать ему помощь.
— Возьми из ковчега, — сказал Спиридон.
Купец направился в келью, где стоял ковчег, но увы! В ковчеге не оказалось ни одной златницы. В смущении вернулся купец к Спиридону и сообщил ему, что ковчег пуст.
— Кроме тебя, — спокойно отвечал Спиридон, — никто не открывал ковчега: если бы ты положил тогда деньги, они были бы теперь там, и ты мог бы их взять. Роптать не на кого. Ты сам виноват.
Пораженный купец со слезами стыда и раскаяния пал к ногам старца и просил прощения.
— Иди с миром, — сказал ему Спиридон, — к несчастью, я не могу ничем помочь тебе: у меня больше нет ни одной златницы. Да послужит тебе на пользу этот горестный случай: остерегайся впредь осквернять совесть свою обманом!
Вот и мы с Вами не должны никогда никого обманывать. Тот, кто обманывает своего ближнего, себя самого обманывает. И очень грешит. Ведь обманывать – это нехороший грех!
Поучительный рассказ детям о прощении
Лиза повторяла про себя слова Священного Писания: «Если брат твой согрешит перед тобою семь раз в один день, и семь раз в один день приступит к тебе и скажет: я раскаиваюсь, — ты должен простить ему».
Она сошла в столовую, где нашла своего братишку Федю. Мальчик тихонько от неё вставил щепочку в хрупкий механизм музыкальной шкатулки и смело засунул туда пальцы, но хрупкие пружины лопнули, и всё смолкло.
— Милая Лиза, — сказал он с глубоким огорчением. Простишь ли ты меня когда-нибудь?
— Нет, — закричала Лиза, топая ногой… — Я не могу, да впрочем и не нужно больше прощать: это в восьмой раз.
Она бегом промчалась через сени и наткнулась на дядю. Девочка рассказывала ему свои горести. Дядя улыбнулся:
— Так ты, значит, не знаешь, что Господь сказал апостолу Петру, что надо прощать брату семь раз и ещё семьдесят раз по семь? Это значит: всегда прощать.
— Но ты, наверное, не знаешь, дядя, как это трудно, всё прощать и прощать? — сказала Лиза со слезами.
— Ну, хорошо, — сказал дядя, Только советую тебе не читать больше «Отче наш».
— Это отчего? — спросила Лиза с удивлением.
— Да ты только подумай, каково тебе будет сказать Богу:,«и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», — то есть «прости меня, Господи, как я прощаю Федю».
Лиза покраснела как рак. С минуту она задумалась, потом устремилась к раскаявшемуся брату и обняла его.
С тех пор шалун Федя сделался гораздо нежнее и внимательней к своей сестрице, а если вы спросите его: «Сколько раз Лиза прощала тебя?» — он ответит: «Я и без счета уверен, что она прощала меня все семьдесят раз по семь и ещё прощать будет!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...
Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому ...
«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
laquo;В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Сказка – как средство в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Работа со сказкой педагогу и родителям....
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...
Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
Комментарии
Духовно нравственное воспитание дошкольников
Детские сказки которые родители читают детям сближают родителей и детей