Тема: «Волшебница соль» Детский исследовательский проект
проект
Тема: «Волшебница соль»
Детский исследовательский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dets_proekt_sol.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
Тема: «Волшебница соль»
Детский исследовательский проект
г. Закаменск
Вид проекта:
- Исследовательский;
- Творческий;
- Познавательный;
- Информационный;
- Групповой;
Сроки проведения: 2 недели
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей 6 - 7 лет
Актуальность:
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Гипотеза:
Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто!
Мы высказали предположение, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.
Проблема:
Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем
Цель проекта:
узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Задачи:
- Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
- Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной деятельности;
- Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
- Познакомить детей с особенностями соли, её свойствами и качествами опытным путём;
- Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении опытов;
- Научить применять соль на практике;
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему здоровью;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
- Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
Методы исследования:
- Анализ литературных источников (справочно– энциклопедической литературы)
- Изучение интернет ресурсов по теме исследования
- Проведение опытов
Ожидаемый результат:
- Появление интереса к исследованию природы
- Формирование знаний, навыков экспериментирования;
- Повышения уровня усвоения программного материала
- Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие; Социально- коммуникативное развитие; Речевое развитие, физическое развитие
Этапы проведения проекта:
Подготовительный:
- Погружение в проект
- Беседы: «Что такое соль?» «Интересные факты из истории про соль» «Полезные советы»;
- Просмотр слайдов «Добыча соли»;
- Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль;
- Совместно с родителями и детьми подбирать литературу;
- Содействовать созданию проблемной ситуации;
- Формулировать проблемные вопросы;
- Формировать задачи;
- Вхождение в проблему;
- Принятие задач;
- Учатся самостоятельно задавать вопросы;
- Выдвижение гипотезы;
- Формулировка темы;
- Планирование своей работы
Основной:
Каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых
Так что же такое соль?
Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.
Соль - самая древняя из специй.
Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море»
В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото.
Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.
На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Про соль есть много загадок, пословиц.
Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль)
Белый камень из горы Всегда стоит на столе.
Кто его не ест, Тот вкуса не знает (соль)
«Соль всему голова, без соли и жито - трава»
«Без соли стол кривой».
Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.
В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
Применение соли.
Соль применяют в пищевой промышленности.
Соль — это не просто приправа.
Она может быть использована по хозяйству в любом месте вашего дома. Соль может быть использована и в составе косметического средства, и как моющее средство. Она может помочь вам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.
Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка.
Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.
Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.
Какова же суточная норма соли для здорового человека? Прежде считали, что в сутки человек должен получать около 10-15 грамм поваренной соли. Согласно новому заявлению ученых, суточная норма потребления соли не должна превышать 6 грамм (чайная ложка).
Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых.
Но, оказывается, с солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.
Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыты, проведённые в ходе работы над проектом:
Опыт №1
«Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2
«Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод:
При взаимодействии с водой соль растворяется .
Опыт №3
«Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали .
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль .
Опыт №4
«Плавающее яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца и две кружки стакана с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт №5
«Снежная ветка ели»
Мы для опыта взяли ветку ели, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее .
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости
Заключительный:
Показ презентации проекта
Результаты
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.
Выводы
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Информационное обеспечение:
- Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
- Сикорук Л.Л. « Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
- Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
- Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
- Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль».
Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...
конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности по теме "В...
Детский исследовательский проект в старшей группе "Волшебница соль"
Проект старшая группа...