Тема: «ЧТО ТАКОЕ СНЕГ?» Информационно – исследовательский проект во второй младшей группе
проект
Тема: «ЧТО ТАКОЕ СНЕГ?»
Информационно – исследовательский проект во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_takoe_sneg.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
Тема: «ЧТО ТАКОЕ СНЕГ?»
Информационно – исследовательский проект во второй младшей группе
г. Закаменск
В наше время важным остается вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.
Детский сад – это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования.
В экологическом образовании детей не маловажную роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе исследования и практической деятельности дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также они учатся наблюдать, экспериментировать, рассуждать, прогнозировать результат, анализировать, сравнивать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.
Планируя данный проект, нам очень хотелось рассказать и показать детям свойства снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. Вода может превращаться в лед и в снег. Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах.
Постановка проблемы
В один из зимних дней, во время прогулки дети захотели слепить снеговика. Но снег был рыхлый и у нас нечего не получилось. Перед детьми встал вопрос: Почему? В беседе дети также затруднялись ответить на поставленные вопросы: Что такое снег? Откуда бывают снежинки? Почему нельзя слепить снежные комочки? Что такое снеговик? В целях ответить на поставленные вопросы и был создан проект «Что такое снег?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Тип проекта: краткосрочный, исследовательский. Возраст детей: 3-4 лет.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Цель проекта
- исследование свойств снега;
- формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.
Задачи:
- Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года;
- Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед.
- Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его;
- Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
- Развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память;
- Воспитывать интерес к явлениям природы;
- Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звездочка-малютка», «Зимушка-зима».
- Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать слова из пассивного словаря.
- Увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами;
- «Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Методы и формы работы:
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Обучающие и развивающие игры.
- Проведение:
а) сюжетно-ролевых игр;
б) подвижных игр;
в) Самостоятельных игр со снегом. - Просмотр мультфильмов.
- Проведение опытов со снегом.
- Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Ожидаемые результаты:
Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект позволяет приблизить обучение к жизни, обезопасит себя от попадания инородных тел, которые могут быть в снеге, помогут заботится о своем здоровье, развивает наблюдательность и бережное отношение к природе.
I. План – график мероприятий.
1 этап – предварительный.
Работа с детьми:
- Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий, опытов;
- Рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеге;
- Наблюдение за погодой, снегом;
- Чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;
- Просмотр мультфильмов и сказок о зиме.
Работа с родителями:
- Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»; беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками;
- Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»; «Учим вместе»;
- Творческие домашние задания: сделать вместе с детьми снеговичков из любого материала.
- Продукт проекта: оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков», оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка».
Изучение литературы
Подготовка материала
- Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка».
- Подбор мультипликационных фильмов о зиме.
- Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
- Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
- Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
- Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм.
- Картотеки игр.
2 этап – основной
Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
1. Чтение художественной литературы: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка». 2. Обучающая игра: «Найди снежинке пару» 3. п/и «Снежки», «След в след» 4. с/р игра «Путешествие в зимний лес» 5. Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше» 6. Просмотр мультфильмов: «Умка» 7. Проведение опытов со снегом: «Откуда взялась вода» 8. Беседа на тему: «Что такое снег?» | 1. Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»
| Картотека опытов Картины: «Зима», «Катаемся на санках». Картинки: «Снежинки», «Снеговики» Иллюстрации о зиме «Снег идёт», «Следы на снегу» Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка» Подбор мультипликационных фильмов о зиме. Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов); Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу; Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки). Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм |
1. Чтение художественной литературы: Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал» 2. П\и «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки» 3. С\р игра «Кафе «Снежная королева»» 4. Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель» 5. Просмотр мультфильма: «Зимняя сказка» 6. Проведение опытов со снегом: «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега» | 1. Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.
2.Оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков» | |
1. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Гололедица» Сказки: «Лиса и волк»; «Снегурочка» 2. Развивающая игра «Снежинки» 3.П\и «Полет снежинки», «Снеговик» 4. Самостоятельная игра со снегом: «Чья горка выше» 5. Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик» 6. Проведение опытов со снегом:«Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками» 7. Беседа на тему: «Опасный лед» | 1.Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»
| |
1. Чтение художественной литературы: М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки» Сказка: «Рукавичка» 2. Обучающая игра «Когда это бывает?» 3. п/и «Метель», «По снежочку мы пойдем». 4. с/р игра «Следопыты». 5. Самостоятельные игры со снегом ««Снежный дом» 6. Просмотр мультфильма: «Зима в Простоквашино» 7. Проведение опытов со снегом: «Почему снег белый?»; «Снег хрустит» | Папка – передвижка: «Учим вместе»
| |
1. Чтение художественной литературы: Н. Мигунова «Снежинки», Сказка: «Зимовье зверей» 2. Художественное творчество: «Дорисуй снежинку». 3. Самостоятельные игры со снегом «Снежный салют». 4. Просмотр мультфильма: Лунтик и его друзья «Первый снег». 5. Проведение опытов со снегом: «Лепится-не лепится»» «Снежинки, какие они?» 6. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» 7. Беседа на тему: «Почему нельзя есть снег?». | 1. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной» |
3 этап – заключительный
- Родители приняли активное участие в оформлении участка снежными постройками: на участке появилась горка, лабиринт, валы для перешагивания и т.д.
- С детьми провели игры - развлечения на участке детского сада.
II. Оценка результатов и отчетность
Благодаря проекту дети получили элементарные экологические знания о снеге, cформировались знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года. Дети имеют представление о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед; научились слушать художественное слово и понимать его.
Удалось увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, и они стали активными участниками педагогического процесса. В первую очередь был проведен круглый стол с родителями на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?» Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.
С детьми проводились различные игры:
Например: «Собери снежинку»
Цель: учить детей выделять форму предмета, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.
С\р игра: «Кафе «Снежная королева»
Цель: вовлекать детей в игру, учить выполнять различные роли
Игры на прогулке:
П\и «Перешагни через сугроб»
Цель: развивать навыки перешагивания, ловкость, координацию
Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель»
Цель: развивать меткость
Проводились экспериментирования:
«Откуда взялась вода?»
Цель: показать детям, что в тепле снег тает и образуется вода.
«Определение чистоты снега»
Цель: показать детям, что снег бывает грязным.
Проводились беседы:
«Что такое снег?»
Цель: рассказать детям, что такое снег, откуда он берется.
«Опасный лед»
Цель: Формировать навыки поведения на льду
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Цель: развивать дыхательный аппарат.
Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий исследовательский проект во второй младшей группе на тему "овощи"
Расширение и обобщение знания детей об овощах – через разные виды деятельности....
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «От снежинки до льдинки»
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическо...
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «Зимушка-зима в гостях у лесных жителей»
На земле живут тысячи различных животных. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними. Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заб...
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «Весна-Веснянка»
Весна - замечательное время года! Она несёт миру обновление и пробуждение от долгого зимнего сна....
Познавательно - исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «Разноцветные странички лета»
Cоздание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, ...
Познавательно - исследовательский проект во второй младшей группе на тему «Волшебница - вода»
Продолжительность проекта: 1 месяц (февраль 2023 года)Вид проекта: краткосрочныйТип проекта: познавательно – исследовательский, групповойУчастники проекта: дети 2 младшей группы, родители детей,...
Познавательно - исследовательский проект во второй младшей группе по теме: «Зимушка-зима»
Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.Цель проекта: создание условий д...