Предпосылки учебной деятельности
учебно-методический материал

Черняева Ольга Рамильевна

Проблема формирования предпосылок учебной деятельности актуальна не только для педагогов, работающих со страшим дошкольным возрастом, потому что каждый возраст опирается на достижения в развитии предыдущего возраста; меняются только сензитивные периоды, ведущие виды деятельности, типы мышления, деятельности; в старшем дошкольном возрасте проблема формирования предпосылок учебной деятельности просто приобретает большую актуальность и значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Предпосылки учебной деятельности.

        Дошкольное образование на современном этапе развивается в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

        В соответствии с ФГОС ДО (п.1.6) одними из задач дошкольного образования являются:

- «обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»;

- «формирование предпосылок учебной деятельности».

        Проблема формирования предпосылок учебной деятельности актуальна не только для педагогов, работающих со страшим дошкольным возрастом, потому что каждый возраст опирается на достижения в развитии предыдущего возраста; меняются только сензитивные периоды, ведущие виды деятельности, типы мышления, деятельности; в старшем дошкольном возрасте проблема формирования предпосылок учебной деятельности просто приобретает большую актуальность и значимость.

Рассмотрим содержания понятия «предпосылки учебной деятельности», т.к. термин «предпосылки» в данном случае определяет как «предварительное условие чего-либо». Термин «учебная деятельность» означает овладение системой теоретических знаний и общими способами решения конкретно-практических задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Таким образом, ребенок сможет успешно осваивать и осуществлять учебную деятельность, только если у него сформированы необходимые предпосылки для начала и дальнейшего развития учебной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.). 

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, непригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К.Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Согласно им учебной является деятельность, в ходе которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоения и воспроизведения детьми этих способов является основной учебной целью. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде . Однако, только в учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими способа действий. Поэтому второй предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, то есть такими способами, которые обеспечивают решение практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А.П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А.П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными признаками умение учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей, развивать контроль за своими действиями и тому подобное [10]. Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка. Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддьякова показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и знания, умения, которые они при этом усваивают. При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать способ, благодаря которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирования новых, более сложных знаний. Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях. Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно практических задач, производит у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы ее решения. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.

Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение действием контроля. Учебная деятельность, происходит на основе образца действий, без сопоставления выполненной ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Таким образом, мы выяснили, что к основным предпосылкам учебной деятельности дошкольников являются: наличие устойчивых познавательных интересов; умение самостоятельно определять и применять способы действий; умение самостоятельного нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; умение осуществлять контроль за своими действиями.

А также к предпосылкам учебной деятельности относятся: умение соподчинять свои действия правилу; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу; умение вступать во взаимоотношения со сверстниками.

Все перечисленные виды умений выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Итак, можно выделить из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу; умение осуществлять контроль за своими действиями; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу. Изучению этих предпосылок мы придавали особое значение.

Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных учреждениях во многом обусловлено образовательной программой. Решили обратиться к образовательной программе ДО - «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) направлению развития ребенка.

Выделяют три основные линии развития дошкольника, по которым должна вестись работа по формированию предпосылок к учебной деятельности и подготовке к школе в дошкольных учреждениях.

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, он должен достичь определенного уровня общего развития: памяти, внимания, интеллекта. И конечно нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, то есть, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это умение произвольно управлять собой, то есть произвольность. У ребенка старшего дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё как следует, не умеет. Он может надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

В-третьих, формирование мотивации к учению. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Ведущие цели в программе - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Согласно программе, выпускник дошкольного учреждения должен приобрести определенные интегративные качества, одно из которых - овладение предпосылками учебной деятельности, с учетом возрастных особенностей: в возрасте 6 - 7 лет у ребенка необходимо сформировать умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Формировать предпосылки учебной деятельности педагог должен с учетом ее основных компонентов. Деятельность его должна быть направлена на организацию: процесса активного усвоения детьми знаний, навыков, умений; развития у ребёнка познавательного интереса; потребности в учении; мотивации к обучению.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок к учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, а именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

Источником формирования предпосылок к учебной деятельности является игра с правилами, что подтверждается рядом экспериментальных исследований, так как в игре с правилами есть все, что характеризует учебную деятельность: мотив, понимание задачи, планирование общих действий, их контроль и оценка. Овладеть правилом, - пишет А.Н. Леонтьев – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им и, научиться подчинять его определенной задаче. В играх с правилом ребенок учится добровольно подчиняться и принимать внешние нормы, не испытывая внутреннего дискомфорта и принуждения.

В разнообразной игровой деятельности происходит формирование произвольности в общении ребенка с собой. Он учится содержательно оценивать собственную деятельность, принимать отрицательные оценки, рефлексировать свои чувства, эмоции, отношения. Важное качество - умение самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу, также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников. Например, в сюжетно-ролевой игре роль — это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу, способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, т.к. «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

Развитие дошкольников средствами игры будет эффективно при условии: последовательного использования специальных игр в образовательном процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Таким образом, можно сказать, что предпосылки к учебной деятельности у детей дошкольного возраста формируются через создание условий в ДОУ по организации игровой деятельности. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности разработки игрового комплекса, направленного на развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к учебной деятельности должна формироваться в детстве исподволь, начиная с дошкольного возраста. Иначе за школьной партой ребенок не справится со свалившейся на него нагрузкой. Обучение требует внимательного восприятия и усвоения довольно большого объема знаний. Элементы учебной деятельности закладываются в старшем дошкольном возрасте, так как этому способствует социальная ситуация развития. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные предпосылки учебной деятельности, их роль в реализации ФГОС

Предпосылки учебной деятельности. Что это? Для чего формировать их у дошкольников? Как связаны предпосылки учебной деятельности и реализация образовательных стандартов? На эти вопросы можно найти отве...

Консультация для воспитателей ДОУ "Предпосылки учебной деятельности"

В консультации раскрывется понятие "Предпосылки учебной деятельности", дается их краткая характеристика, и описываются педагогические приемы, способствующие формированию предпосылок учебной деятельнос...

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Данный материал предназначен для выступления на педчасе  с целью показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребёнка....

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...