Наставничество
материал

Кравченко Лилия Николаевна

План работы с молодым педагогом

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                               УТВЕРЖДАЮ: 

Педагогическим советом                                                                                      Директор

протокол № 1 от 31.09.2023 г.                                                                 МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

                                                                                                               _______________ М.А. Шиндякина

                                                                                                               Приказ № 342 -од от 31.09.2023 г.

                                     

 ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

на 2023-2024 учебный год

                                                    Наставляемый:

                                                                          Эйюбова У.М., воспитатель

                                                                         Наставник: Л.Н. Кравченко,

                                                       педагог-психолог

г.Пыть-Ях, 2023г

Сведения о педагоге – наставнике

 Кравченко Лилия Николаевна

Должность: педагог-психолог

Образование: высшее

Закончила Московский психолого-социальный  институт в 1999г.

Специальность: «Психология», диплом БВС 0445414 от 29 декабря 1999г.  

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 23 года

Стаж в данной должности: 23 года

Сведения о вновь принятом  педагоге

Эйюбова Улькер Мубариз кызы

Должность: воспитатель

Образование: средне-специальное

.

Квалификационная категория: не имеет

Педагогический стаж: 2,5л

Стаж в данной должности:2,5л

 Пояснительная записка

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к профессиональной реализации.

 Система наставничества предполагает оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. Наряду с педагогическими профессиональными проблемами становятся актуальными вопросы психологического сопровождения молодых педагогов в период их адаптации к профессии. Следовательно, психологическим механизмом профессионального становления молодых педагогов выступает осознанный внутренний процесс расширения границ и возможностей не только педагогической, но и психологической грамотности как базовой составляющей общей культуры. Это и обеспечивает позитивный результат- успешную адаптированность и конструктивное профессиональное становление.

Программа способствует снижению количества ошибок, уменьшает первоначальный дискомфорт, создает благоприятное впечатление от учреждения и повышает уровень квалификации педагога в первые дни работы. Программа - современная системная единица профессиональной подготовки молодого специалиста к работе, благодаря которой обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» с учетом уровня квалификации вновь пришедших педагогов.

Цель работы:

Развитие профессиональных умений и повышение психолого-педагогических компетенций педагога (наставляемого).

Задачи:

  1.      Ознакомление с теоретическими знаниями в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса.
  2.   Содействие вовлечению   педагога в решение задачи повышения качества образования.
  3. Знакомство с психолого-педагогическими приёмами и методами работы, направленных на сохранение психологического здоровья ребёнка.
  4. Знакомство с психологическими аспектами работы с родителями.
  5. Оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности в планировании и организации педагогической деятельности.
  6. Изучение проявлений профессиональной деформации личности педагога, знакомство с профилактикой профессиональной деформации.

Краткое описание видов и форм наставничества, которые применяются в программе наставничества

Достижение поставленной цели  программы наставничества планируется посредством применения  вида наставничества.

В МАОУ «Прогимназия «Созвездие» применяется форма наставничества «педагог – педагог» по отношению к наставнику или к группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели  программы наставничества педагога, имеющиеся профессиональных затруднений.

  1. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

В результате работы педагогов в рамках наставничества ожидается:

  • улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди воспитанников, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнёрства;
  • плавный «вход»  вновь принятого, молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих   и опытных педагогов;
  • адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
  • измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников ДОУ, связанное с развитием гибких навыков;
  • рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
  • снижение проблем адаптации в новом коллективе: психологические, организационные и социальные.
  1. Мониторинг работы педагога в рамках наставничества

Мониторинг  в рамках наставничества осуществляется педагогом – наставником и куратором на начало работы наставнической пары/группы, на конец отчётного периода  программы наставничества (май).

Структура и примерное содержание программы.

Программа охватывает несколько направлений работы:

  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение.
  3. Методическое сопровождение образовательного процесса.
  4. Диагностика        результатов        образовательной        деятельности        и        особенности представления результатов педагогической деятельности.

Срок реализации программы: 1 год   

Этапы реализации программы наставничества

 Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим воспитателем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных   компонентов   деятельности   педагога.  

В   частности,    выделяются три этапа данной работы:

  1. Адаптационный.
  2. Основной, проектировочный этап:
  • проводится работа над темой самообразования;
  • осуществляется планирование методической работы;
  • вырабатывается индивидуальный стиль деятельности;
  • начинается оформление портфолио.

3. Контрольно-оценочный этап.

На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых занятиях, развитие творческого потенциала молодого педагога, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Планирование работы наставника педагога-психолога с молодым   педагогом

на 2023-2024 учебный год

Содержание работы

Форма проведения

Ответственные

Сроки

1

Введение в систему работы ДОУ

Теоретическое занятие и практические рекомендации

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник)

октябрь

2

Работа с негативными и позитивными переживаниями педагога, выявление стрессовых факторов в работе

Консультация с элементами тренинга «Тебя здесь любят и ждут»

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник)

ноябрь

3

Оказание помощи в выявлении индивидуальных личностных качеств ребёнка группы, воспитание и обучение которого вызывает трудности у воспитателя

Ознакомление наставляемого с диагностикой состояния психических функций и индивидуальных особенностей ребёнка

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

декабрь

4

Посещение занятий и режимных моментов с целью оказания методической и психологической консультативной помощи

Наблюдение, анализ по итогу наблюдения, обсуждение

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

январь

5

Консультация с элементами практикума «Трудные дети»

Проблемная консультация, разбор трудных ситуаций в группе наставляемого

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

февраль

6

Организация предметно-пространственной среды в группе с учётом психологических, личностных особенностей детей

Консультация-обсуждение «Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада в свете требований ФГОС ДО»

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

март

7

Изучение и внедрение психолого-педагогических приёмов и методов работы, направленных на сохранение и улучшение психологического здоровья ребёнка

Разработка каталога приёмов работы воспитателя с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями. Обсуждение

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

февраль- май

8

Участие в профессиональных конкурсах

Конкурсы различного уровня

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

2 полугодие 2024г

9

Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы, мониторинг

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Оказание помощи. Самоанализ воспитателя-наставляемого

Кравченко Л.Н. (педагог-психолог наставник), воспитатель -наставляемый

Май 2024г

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...