Методы и приёмы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки.
статья (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 44.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.Методы и приёмы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки.
Интерес к музыке формируется в прцессе восприятия,слушания.Вклад : Шацкая,Медушевский,Ветлугина.В 70ег. 20в. Кабалевский,90ег Радынова. Совельева.
Восприятие муз.это активный процесс не просто ее слушания,а порцес слышания подрозумевающщщий понимание музыкального образа,связанное с активностью эмоций,мышления,воображения.Особенности В.:доступен детям в раннем возрасте;В.муз.является обязательным компонентом Любого вида муз.деят.
Формы восприятия:В.как компонент любого вида муз.деят.;
восприятие муз.как самост.вид ДМД;
восприятие музыки на праздниках,досугах.
Задачи: 1.Формирование способности сопереживания образу.2.Развитие музыкальности,спец.способностей.3.Оценочное отношение к музыке.4Обогощение слухового опыта.5.Формирование знаний о музыке.
Этапы:1.Первичное или целостное(эмоцион.настройка на воспритие произведения;выразительное исполнение;баседа о прослушанной муз.)2.Повторное или дифференцированное (повторное исполнение целиком,по частям;параллельно с исполнением отрывков беседа о муз.).3.Узнавание и осознанное восприятие (узнавание по отрывку;уточнение ,пояснение хар-ра музыки;сравнение с другими произведениями).
Требования к репертуару:Преобладание гаммы светлых,жизнерадостных чувств,художественность муз.репертуара:Разнообразие музыки;Доступность произведений.
мет приоб к муз в мл гр.решаются задачи в мл гр- приучать внимат слушать муз, не разговар во время исполнения, не прерывать ее возгласами. В мл гр — уметь внимат слушать небольш муз произв до конца, не отвлекаясь. Формируя муз представл д, педагог стремится : чтобы они запоминали отдельные муз произв, узнавали их при повторном исполнении. Развивая муз слух р-ка, он вкл муз-дид-ие игры с определенным сод-ем и правилами
мет приобщ к муз в сред. гр . Мет обуч, развив-щая воспр музыки, направлена на то, чтобы вызвать у д эмоц отклик. Этой задаче подчинены выразит исполнение, краткие пояснен,применение различ наглядн приемов..
Необходимо применять различные игров приемы, муз загадки, игрушк кот помогают р-ку понять и запомнить музыку. Развитию слуховых ощущений и восприят помогают муз-дидакт игры. Напр, в игре «Ну-ка, угадай-ка» д подражают звукам птиц, животных и «произносят слоги «га-га-га» или «ме-ме-ме» то выше, изображая соответ ственно маленьких гусят, козлят, то ниже, подражая большому гусю, козе. Различают тембр голоса («Узнай по голосуй), силу звучания («Тише - громче в бубен бей»), ритм («Музыкальные молоточки»).
2.Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Для успешного музыкально – сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально – дидактические игры.
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представление детей о средствах музыкальной выразительности. Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношение звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями, цветные фигуры и т.д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее.
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых музыкально – дидактических игр имеют большое значение:
- помогают планомерному развитию музыкального слуха;
- вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же муз. произведении;
- формируют необходимые черты личности (чувство товарищества, ответственности, инициативу, самостоятельность);
- развивают умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально – дидактических игр, которые можно рассматривать:
- как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке;
- как одну из игровых форм обучения;
- как самостоятельную игровую деятельность;
- как средство музыкального общения и развития ребенка.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
- песни, инструментальные произведения; набор музыкальных инструментов;
наборы музыкальных игрушек.
Существуют различные классификации игр и пособий.
Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий. О. П. Радынова разделяет игры по возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма.
А.Н. Зимина разделяет игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий: спокойное музицирование (статичные, часто с пособиями и соревновательным элементом); игры типа подвижных (динамичные с элементами соревнования), игры, построенные по типу хороводных (с ограничением двигательной активности, с элементами соревнования).
Можно подобрать музыкально – дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах).
Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий. Развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).
Игры и пособия для развития музыкально – слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально- слуховых представлений.
Развитие чувства ритма – способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачи смены характера музыки с помощью движений. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные).
Таким образом, музыкально – дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие недостаточно развитой способности.
Муз.-дид. игры проводятся и во время занятий (2-4 мин.) и в свободное от занятий время (регламентируются режимом дня). Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами, игрушками, рекомендованными программой, обновляя пособия 1-2 раза в месяц. Воспитателям необходимо самим изготавливать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.
3.Пение как вид детской музыкальной деятельности.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору».[1] Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.
Голос ребенка — естественный .инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствуют в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.
Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Вывод: Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
4.Методика приобщения дошкольников к пению.
С раннего возраста дети уже начинают произносить и нараспев подпевать за воспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу — побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.
Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».
Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого. Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положительное влияние на более робких.
Большое значение для музыкального развития в этом возрасте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позволяет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.
Младший дошкольный возраст. Основным является эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Разучивая с детьми песню педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким. Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.
Средний дошкольный возраст. Методические приемы направлены на усвоение детьми певческих навыков. Работая над правильной (чистой) интонацией и звукообразованием, педагог постоянно упражняет детей Если детям трудно исполнить какой-либо мелодический оборот, целесообразно поупражняться в этом отдельно. Если ребенок не справляется с заданием, следует позаниматься с ним индивидуально до или после занятия.
Широко используется в практике и такой прием: небольшая группа, иногда солисты поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу. Поочередное вступление активизирует слуховое внимание детей. Можно делать и так: вся группа Детей поет припев, а солисты — запев. Развитию певческого голоса помогают следующие упражнения: небольшие попевки, состоящие из 2—3 звуков, исполняются на всевозможные удобные слоговые сочетания на различных ступенях звукоряда, постепенно расширяя певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей детей.
Старший дошкольный возраст. Методические приемы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям поел-
лагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования. Используются также упражнения на развитие слуха: «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук).
Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.
В другом случае сопоставляются два звука (интервалы в песне). Эти задания должны увлекать детей и иметь образную или игровую форму.
Первоначальные сведения о музыке дети приобретают во время разучивания песен: узнают о характере звучания (напевно, отрывисто), темпе исполнения (медленно, подвижно), динамике (громче, тише). Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни, о характере ее звучания.
Последовательность работы по разучиванию песен в старшей группе детского сада примерно та же, что и с детьми средней группы.
5.Музыкально –ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности.
Система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С. Д. Руднева, Л. С. Генералова. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.
Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные средства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).
6.Методика обучения музыкально – ритмическим движениям в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:
-в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
-разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;
-неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
-постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;
-предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Ранний возраст. К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.
Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).
Младший дошкольный возраст. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.
Средний дошк возраст. Методические приемы видоизменяются в зависимости от сложности заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни — выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рождает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую методику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение.
Старший дошк взр. Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика — средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений. В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей. Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений.
7.Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности.
Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.
Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой. Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты.
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.
Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В проц обучения у д форм-ся слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развив самост-ть в действ р-ка, организ-ть внимания, а так же воспитыв-ся выдержка, усидчмвость и др волевые качества. Кроме того, игра на дми несёт определ инф-цию, знакомит с тембровым звучанием, особ-тью расположения клавишей, со способами звукоизвлечения.
8.Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.
Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.
Приемы: эффективен прием подтекстовки длительностей (четвертные обозначаются слогом та-та, а восьмые ти-ти), прием прохлопывания ритмического рисунка.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.
Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона.
Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию
9.Сущность детского музыкального творчества, условия и этапы его развития у детей дошкольного возраста.
Творчество – характеризует деятельность, кот направлена насоздание новых продуктов, имеющих обществен значимость, новизну. Продукт дет творч деят-ти обладает субъективной ценностью. В творчестве реб раскрыв св возможности и раскрыв что-то новое об окруж мире. Дет муз-е творч напр на сочинение, импровизацию, придумывание элемент мелодий, движений. Виды: песенное творчество; Музыкально-игровое и танцевальное творч-во; Инструментальное творч-во(импровизация); слушание музыки (воображение). Узнают способы творч деят-ти: подражание, комбинирование разнообразных действий. Ветлугина – условия формирования дет муз-го тв-ва: Накопление опыта исполнительства; накопление опыта восприятия музыки; наличие спец-х творч заданий. Этапы: рук-ва дет муз тв-вом: 1.Ориентировка в творч д-ти (установка на созд св продукта и частичное исполнительство).2. Освоение способов творч д-ти.3. Самост творч действия детей.
10.Музыкальное воспитание детей в семье.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
11.Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования.
Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Праздники и развлечения. Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.
Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует от воспитателя большого мастерства, изобретательности, творческого подхода, чтобы суметь своевременно предложить детям спеть подходящую для этого момента песню, прослушать несколько произведений в грамзаписи или поплясать вместе с ребятами.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык самостоятельного действия.
12.Музыкальные занятия как форма организации детской музыкальной деятельности. Характеристика их видов.
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.
Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний.
На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая
внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.
Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка.
Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.
Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д.
Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.
13.Методика проведения развлечений в младшем и старшем дошкольном возрасте.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида: 1.Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей. 2.Вечера, подготовленные силами детей. 3.Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети. По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием. На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6. Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников. Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).
14.Самостоятельная музыкальная деятельность детей и условия её возникновения в условиях группы учреждения дошкольного образования.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:- сюжетно-ролевые игры (напевание);- самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);- в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек.
Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя на занятиях.
К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:
- музыкальные занятия;- праздники и вечера развлечений;- театральные постановки и концерты;- телевидение, видео, мультфильмы;- окружение (семья).
Условия возникновения самостоятельной деятельности - подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками. Ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать.
Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада.
Создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.
На основании многолетних исследований, проводимых под руководством НА. Ветлутиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье.
15.Организация предметно-пространственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях группы.
Создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.
В таком «музыкальном уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.
В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.
Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для аттестации "Педагогический опыт «Использование инновационных методов и приёмов по повышению двигательной активности как эффективное средство оздоровления детей первой младшей группы"
Описание физкультурно-оздоровительной деятельности через активизацию двигательной активности....
Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....
выступление на семинаре 2015г «Методы и приёмы ознакомления дошкольников с трудом взрослых»
обиен опытом с другими садами...
Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.
К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями пр...
Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.
В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....
"Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через методы активного восприятия музыки.
Предствален опыт работы по знакомству дошкольников с классической музыкой в интересной игровой форме....
Мастер-класс «Современные игровые приемы активного восприятия музыки»
Мастер-класс - краткое представление опыта работы музыкального руководителя на РМО по теме «Современные игровые приемы активного восприятия музыки» . Восприятие музыки - это важ...