Мастер-класс «Современные игровые приемы активного восприятия музыки»
методическая разработка по музыке

Чикишева Любовь Леонидовна

Мастер-класс - краткое представление опыта работы музыкального руководителя на РМО  по теме «Современные игровые приемы активного восприятия музыки» . Восприятие музыки - это важнейший вид деятельности дошкольников в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". В статье есть краткие исторические справки, упоминание о традиционных подходах к вопросу, а также авторские  методические "находки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx25.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» города Миньяра Ашинского района Челябинской области.

Мастер-класс

«Современные игровые приемы активного восприятия музыки»

Чикишева Л.Л

музыкальный руководитель

высшей категории

Миньяр

 2022

Уважаемые коллеги! В начале моего мастер-класса предлагаю вам послушать два коротких музыкальных фрагмента.

А теперь позвольте спросить: «Как вы думаете, наши дети чаще и в основном слышат какую музыку? Первого или второго типа?

Да согласна. При всем разнообразии современных технических возможностей у наших детей возникает дефицит восприятия качественной классической музыки. Да и мы, музыкальные руководители, иногда рады бы побольше послушать, поговорить о красивой музыке, но ведь нужно готовиться к утреннику или конкурсу, где слушание музыки не в почете.

А между тем нам нельзя забывать, что ФГОС ставит задачи приобщения детей к произведениям мировой музыкальной культуры.  при этом ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Чтобы все успеть, нужно соединить восприятие хорошей музыки с игрой с помощью методических и музыкальных новинок. Итак, тема моего мастер-класса: «Современные игровые приемы активного восприятия музыки» (сл.1).

К изучению вопросов музыкального восприятия дошкольников педагогическая наука обратилась в начале 20 века. В молодой советской стране слушание музыки было включено в состав обязательных музыкальных предметов. (сл.2) Виднейшие деятели в области музыкального просвещения, воспитания детей (В.Н.Шацкая Н.Л.Гродзенская, М.А.Румер и др.) рассматривали слушание, как требующее активных действий со стороны и ребенка и педагога.

Выдающиеся психологи изучали особенности восприятия Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев отмечали, что тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки, являются важными признаками музыкальности.

В 50-70г.г. велся постоянный поиск методов, активизирующих музыкальное восприятие. Объединение эмоционального и интеллектуального в музыкальном переживании ребенка, поиск методов, активизирующих музыкальное восприятие – такие задачи с успехом решали И.Л.Дзержинская, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский.

Работы ученых буквально открывали двери для новых подходов в музыкальном образовании.

Но на практике оставались сложности. Я начинала работать в садике в 1990г. И помню, для меня раздел программы Васильевой «Слушание музыки» был каким-то белым пятном в построении занятия (сл.3). Да, есть задачи, есть рекомендуемые произведения, и куча вопросов у начинающего музыкального руководителя: Как слушать? Что рассказывать? О чем спрашивать ребенка?

И в это время появляется книжка «Слушаем музыку» О.П.Радыновой. Системный, последовательно изложенный практический материал, как спасательный круг для  начинающих работать в детском саду.

Через десять лет О.П.Радынова издает программу и учебно-методический комплект «Музыкальные шедевры» (сл.4) с разработанными методическими рекомендациями, системой занятий и аудиозаписями музыкальных произведений. Предложенный ей метод уподобления характеру звучания способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности (сл.5).

Это был шикарный практический материал, позволяющий выбирать самое нужное  в конкретных педагогических условиях.

В начале 21 века появляются новые интересные методики музыкального воспитания. Обращение к музицированию, основанному на концепциях К.Орфа, несколько отодвинуло слушание музыки как отдельный раздел музыкального образования. Творческое слушание – это понятие данное О.П. Радыновой – заменило творческое музицирование (понятие, предложенное Т.Э.Тютюнниковой).  Мы же берем отдельные педагогические приемы,  вдохновляющие нас на интересную работу. Игра и фантазия, а также прекрасные современные детские музыкальные инструменты – диатонические колокольчики продвинули меня к  находкам, которыми хочу поделиться.

Попрошу на минуточку вас встать в круг. На музыкальном занятии после двигательной разминки можно сразу играть в игру «Я слышу». А у меня есть колокольчик, который очень красивый, звонкий и непоседливый. С началом музыки мы передаем колокольчик  по кругу, бесшумно. Когда музыка изменится, зазвучит вторая часть произведения, тот, у кого в руках будет колокольчик, звонко-звонко позвонит им и будет передавать дальше по кругу до следующей части.  

Звучит «Неаполитанская песенка»

Спасибо.  Игру можно варьировать, ставя в круг ведущего с завязанными глазами. Ведущий должен угадать, откуда раздается звон.

Звоню колокольчиком

Диатонические колокольчики… Я влюбилась в них сразу, как только увидела. Игра на колокольчиках позволяет использовать тембровоинструментальное, интонационное и даже гармоническое уподобление.  С их помощью можно развивать ладовое восприятие и гармонический слух. И с нами вместе игра, вернее атмосфера игры и сказки.

 Звучит музыка «Три орешка для Золушки»

Приглашаю фокус-группу. Вместе с вами мы отправимся в прекрасную страну Колоколию, где жили три дружных пары колокольчиков. У каждой пары было имя: Тон, Субдоминанта, Доминанта. И жизнь в государстве, порядок и покой полностью зависели от своевременной песни каждой пары. Если колокольчики пели вовремя, то в государстве царила красота и гармония. Если вдруг  пели невпопад, то появлялись неприятные, колючие звуки, которые очень расстраивали жителей этой страны.

Давайте поиграем и с вами. Вы будете парочкой Тоника. Вы – субдоминанта. А вы – доминанта. Ну а я буду волшебником, который помогает колокольчикам своей волшебной палочкой. Попробуйте, поиграйте стаккато. Получилось? А теперь мы поем песню «Маленькой елочке», и слушаем наши колокольчики. Давайте попробуем.

Исполняем «Маленькой елочке»

Также с детьми можно поиграть песни «Гуси», «Дед Мороз», «Ах, вы сени», «Как у наших у ворот» и другие.

Теперь я предлагаю коллегам из фокус-группы побыть не просто в роли детей исполнителей, а стать аранжировщиками и подготовить материал для следующего задания. Вот вам песенка. Продумайте,  в каком порядке у вас будут звучать пары колокольчиков,  выберете волшебника-дирижера. Задание понятно?

Оркеструют «Джингл бенс»,

Сейчас, пока коллеги готовятся, хочется сказать несколько слов о видеопартитурах. Это роскошные удобные дидактические материалы для музыкального восприятия. Без лишних слов можно погрузить всю группу детей в мир музыкальных образов, обсудив лишь настроение и выбор инструментов.  Дети обычно внимательно слушают все произведение.

 К сожалению, очень мало видеопартитур с мелодическими партиями для диатонических колокольчиков. Но мы сами можем их создать. Вот, например, какую партитуру мы в нашем садике приготовили. Послушаем, поиграем! Мы будем исполнять «Колыбельную» Паулса. Возьмите по одному колокольчику, будете звонить им, когда на видео появится колокольчик такого же цвета.

 Раздаю колокольчики. Исполняется Паулс «Колыбельная»

На празднике 8марта мы используем эту пьесу с каким-нибудь интересным игровым посылом.

Фокус- группа. А теперь обратимся к фокус-группе, вы готовы коллеги?

Исполняют «Джингл бенс»

Как вы думаете, где и когда мы можем использовать такой прием? (ответы).

У нас на новогоднем празднике мальчики-гномы исполняли эту музыку, а  девочки (обратите внимание на игровой посыл!) - волшебные феи прилетели на  праздник, чтобы звоном своих колокольчиков совершить новогоднее чудо, исполнить заветную мечту Снегурочки.  И очень красивый номер, без длительной подготовки получился с использованием колокольчиков. Давайте и мы сейчас погрузимся в атмосферу чудес и красоты. Играем по видеопартитуре.

Исполняют пьесу.

Спасибо. Коллеги. Правда ведь красиво?! А сейчас заключительный аккорд.  Если в моем мастер-классе что-то показалось вам интересным и может пригодиться в работе позвоните в колокольчики. Если материал вам знаком, но актуален -  поаплодируйте себе и мне. Если же было скучно, то выдержите паузу, разведя руки в стороны. Приготовились. И…

Вы, активно звенели колокольчиком, ребятам это тоже интересно. Но как на ваш взгляд, будут ли такие игровые приемы способствовать развитию музыкального восприятия? А Вы как думаете?

Завершая мастер-класс, добавлю. Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится. Чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой. Ну а мы стараемся, чтобы общение с музыкой делало ребенка счастливее и лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...

Мастер – класс: «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

Мастер-класс рассказывает о игровых приемах работы со сказкой, которые можно использовать в детском саду и дому...

Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».

Данный мастер- класс можно провести с родителями, познакомив их с приёмами работы со сказкой....

Мастер-класс на тему: «Игровые приемы в работе по обучению навыкам звукового и слогового анализа и синтеза»

Чтение и письмо - виды деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной реч...

Мастер-класс Тема: Использование игровых приемов для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ДОП «Логика».

Инженерное мышление (далее ИМ) представляет собой синтез разных видов мышления, которые между собой неразрывно связаны и в зависимости от ситуации доминируют тот или иной вид. Главные и...