Методическая разработка
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ
Музыкальный руководитель Хаирова Амина Арсеновна
Санкт-Петербург
При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад.
У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по‐другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметно‐развивающей среды отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально‐игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно‐развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.
Использование компьютера в учебном процессе даёт, во‐первых, дополнительную учебную информацию, во‐вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно‐ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В НОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш‐ в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально‐сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен‐Санса, Римского‐Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Или дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно‐воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Список литературы:
1. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель» 2005. – №1.
2. Радынова О.П. «Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994. – № 2.
3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. – №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....