Семинар "Ранняя профориентация дошкольника в ДОУ"
материал

Решетиленко Оксана Юрьевна

Описывается через какие методы, приемы, технологии дошкольников знакомят с профессиями взрослых.

Актуальность темы, цели и задачи.

Воспитатель каждой возрастной группы проводил работу со своими воспитанниками и это описывается в данной статье.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию презентацию из опыта работы нашего учреждения, по теме: «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ».

Актуальность

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Что такое профессиональная ориентация?

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов)

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, мы пришли к идее разработки опыта

Цель

Целью которого является ранняя детская профориентация в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи

  • Познакомить детей с профессиями, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы в соответствии с возрастными особенностями
  • Дать обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
  • Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

Исходя из поставленных задач были определены следующие принципы работы:

1 Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса)

2 Принцип доступности, достоверности и научности знаний

3 Принцип открытости (ребёнок имеет право участвовать или не участвовать в какой либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы)

4 Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат)

5 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

6 Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Нами были разработана форма работы с детьми, которая проводится

В основу реализации принципа построения работы положен системно деятельный подход:

детьми

родителями

специалистами, которые делятся на воспитателей и узких специалистов (педагог-психолог, учитель логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)

социумом.

Работа с детьми проводится через:

Непосредственно образовательную деятельность

Совместную деятельность

Самостоятельную деятельность

В основу реализации комплексно-тематического принципа работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время организованной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

В педагогической деятельности используются традиционные методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых и профессиями в профориентационном контексте: беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений о профессиях, выставки рисунков детей о профессиях, встречи с представителями профессий в режиме виртуальный гость (служащий банка, врач отоларинголог, мед.сестра и т.д. игры, загадки, викторины). Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, виртуальные экскурсии, наблюдения, чтение литературы, обсуждения, рассматривание картинок, дидактические игры сюжетно ролевые).

Открытые занятия были проведены на каждой возрастной группе:

1младшая группа показала занятие «Знакомство с профессиями через сюжетно ролевую игру»

2 младшая группа «Путешествие в мир профессий»

6 разновозрастная группа показала занятие «Знакомство детей с профессиями и трудом взрослых»

Экскурсии были проведены в детском саду, где дети познакомились с профессиями сотрудников детского сада. Смогли наблюдать за процессом приготовления обеда и познакомились с профессией повар.

Узнали о профессии прачечной, где дети смогли наблюдать за тем как стирают и гладят вещи.

Так же к нам приезжал полицейский экипаж и дети познакомились с патрульной машиной и работой полицейского.

И побывали в кабинете медсестры, где узнали как правильно измерить рост и вес.

Очень важно, чтобы ребёнок не только наблюдал за работой взрослых, видел её особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Опыт показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Во время строительства жилых домов, возле нашего сада дети наблюдали за работой каменщиков, крановщиков, экскаваторщиков, штукатуров и в последствии отразили приобретённый опыт в игровой деятельности.

В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения. Насыщенная, чётко спланированная совместная деятельность для детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) в каждой группе соответственно возрасту детей были обновлены или докуплены атрибуты к сюжетно ролевым играм обновление костюмов. Пополнение атрибутов в театрализованных уголках.

- продуктивные виды детской деятельности (изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей), где дети реализовывали свои творческие способности.

- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого) Согласно возрасту ребята старших групп могут по просьбе воспитателя вытирать пыль в игровом уголке, полить цветы. А также оказать помощь дворнику сгрести листья в кучу собрать в мусорные мешки .Прополоть грядки на огороде, собрать урожай овощей..

- экспериментирование. В каждой группе соответственно возрасту создан уголок экспериментирования, в котором дети проявляют активное участие, познают профессии лаборанта ,агронома, занимаясь высадкой рассады овощных культур.

Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение развивающей предметно-пространственной среды, накопление методических разработок, дидактических элементов.

В каждой группе были оборудованы центры профориентации. Был проведён конкурс центров профориентации с определёнными требованиями в каждой возрастной группе.

Следующий этап это работа с педагогами и узкими специалистами.

Главным достижением в работе с пед.кадрами стало создание программы инновационной деятельности, разработанной творческой группой педагогов направленной на социализацию дошкольников к многообразию мира профессий и обособления его в нём.

Основываясь на принципах, были выделены виды интеграции образовательных областей

1) По задачам и содержанию психолого-педагогической работы.

2) По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

3) По задачам и содержанию психолого-педагогической работы.

Коммуникация, познание, безопасность, социализация, физическая культура.

4) По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

Художественное творчество, чтение художественной литературы, возможность интегрированного подхода, музыка.

«Проектная деятельность в детском саду» Веракса Н.Е.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания заинтересовать ребёнка и вовлечь его в эту деятельность.

В средней группе воспитатель подготовила краткосрочный проект «Мир профессий»,

в старшей группе воспитатель подготовила проект по профориентации в детском саду «Сколько есть профессий нужных»,

проект «Кем быть?» разработала воспитатель старшей логопедической группы,

проект для детей второй младшей группы «Знакомство с профессий повар» подготовила воспитатель,

Воспитатель первой младшей группы разработала проект «Знакомимся с профессиями».

Технологи Лэпбук Тэмми Дюби.

• Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

• Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

• Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать .

• Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. Д.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения были оформлены лэпбуки по разным профессиям: врач, воспитатель, пожарный, ветеринар, учитель.

ТРИЗ Г.С. Альтшуллера

Проект «Навигатум» создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий

Разработчики создали игровой инструмент, формирующий целостное представление о мире профессий. Это Игровая развивающая среда «ВЗРОСЛЯНДИЯ. В мире профессий». В отличие от мозаичного представления о случайно выхваченных профессий, с помощью среды "Взросляндия" у ребенка закладывается системная картина мира отраслей и видов деятельности.

В Навигатуме формат профисказок – через игровой сюжет рассказывающих о том, как устроены все отрасли. Мы показываем профессии не отдельно от их деятельности, а внутри их производственных процессов.

В этом проекте используют визуализацию – карту отраслей и видов деятельности в виде гигантского пазла - игровой площадки, которая превращает занятие в увлекательнейший процесс исследования мира.

Активная роль уделяется предлагаемым сюжетно-ролевым играм построенных на мире профисказок и Взросляндии.

Технология Моделирования Л.А. Венгер

Технология Графической символики Т.А. Ткаченко

Синквейн Аделаида Крепси

В кружковой деятельности использовалась технологии «Развивающих игр» В.В.Воскобовича и Сказкотерапия И.И. Гришина

Каждый воспитатель изготовил буклет по своему направлению в котором он работал с детьми своей группы:

Вторая младшая через наблюдение,

Средняя группа через познавательную деятельность,

Старшая логопедическая через взаимодействие с семьёй

Первая младшая через сюжетно ролевые игровую деятельность,

Старшая группа №4 углублённо работала через настольно печатные дидактические игры.

Также проводились педагогические советы, семинары, деловые игры.

Деловая игра в мире профессий проводила старший воспитатель .

Слайд 23

Воспитатели показывали открытые занятия на каждой группе, проводятся развлечения по профориентации.

1младшая группа показала занятие «Профессии»

3 средняя группа «Город профессий»

4 старшая группа «Сколько есть профессий»

5 логопедическая подготовительная группа «Мир старых профессий»

трудом взрослых»

На педагогическом совете были представлены сообщения «Ранняя профориентация детей через организацию познавательно-исследовательской деятельности» подготовила и читала воспитатель старшей группы №3

«Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста» подготовила старший воспитатель

«Работа по ранней профориентации с детьми первой младшей группы» подготовила воспитатель.

«Формирование ранней профориентации дошкольников через проектную деятельность» подготовила воспитатель старшей группы №6.

Воспитатель подготовительной группы подготовила сообщение на тему «Формирование ранней профориентации дошкольников посредством дидактических игр»

Воспитатель второй младшей группы «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»

Также воспитателями всех возрастных групп были подготовлены консультации по следующим темам:

«Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС ДО»

«До профессиональная ранняя профориентация детей»

Каждым воспитателем были разработаны картотеки дидактических игр на каждой возрастной группе.

Были оформлены центры профориентации.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.

Родители предоставили свои фотографии с рабочих мест, из них были сделаны коллажи и ребёнок мог рассказать о профессии мамы или папы. Также родители записали короткие видеоролики в которых рассказали о своих профессиях и мы это использовали в разделе виртуальный гость.

Для родителей проводились родительские собрания, консультации.

Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду мы планируем сделать акцент на экскурсиях с детьми и родителями и посетить

Детско-юношескую спортивную школу

Почту

Библиотеку

Музыкальную школу

Магазин «Магнит».

В результате реализации системы работы на данном этапе дети познакомились с некоторыми профессиями, актуальными в нашем крае (хлеборобы, овощеводы, животноводы)и производством, оказанием услуг, с профессиями прошлого, а также с профессиями будущего. Ребята научились выражать предпочтение определенной группе или конкретной профессии. Изготавливая своими руками атрибуты, проявляют творческие способности, конструктивные навыки, играют более бережно.

Взаимодействие с родителями, включение их в совместную деятельность с детьми, сплачивает наш коллектив. Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения мониторинга сформированности представлений о профессиях.

Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют нас на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Мы убеждены, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, наши воспитанники вспомнят наши игры…

Список используемой литературы:

  1. Инновационная программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М.Дорофеева
  2. Дошкольникам о профессиях и труде - Навигатум. Инструменты системной профориентации ()
  3. Никитин Б.П.; «Развивающие игры»
  4. Марфина В.А., Г.В. Хархан, Г.И. Шевченко «Методы развития творческого мышления». Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...