«Составление описательного рассказа об игрушке с помощью модели имен признаков»
методическая разработка
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar_-praktikum_3.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Районный годовой семинар-практикум
«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста
через моделирование мыслительных действий
в контексте ФГОС ДО»
Занятие № 1
Семинар - практикум
«Моделирование мыслительных действий
как средство развития самостоятельности
в познавательной деятельности дошкольников»
Выступление на тему
«Составление описательного рассказа об игрушке
с помощью модели имен признаков»
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе.
В традиционной педагогике предлагается метод формирования описательно - повествовательной речи, который направлен преимущественно на развитие связного изложения через усвоение образцов связной речи путём «прилаживания», интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения.
Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий этого объекта (программа О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду»). В программе стоит задача: научить дошкольников описывать игрушки.
Описание игрушки – связное, последовательное описание внешнего вида игрушки.
В традиционной методике (А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова) занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.
Ведущие приемы обучения – образец описания, который дает педагог, план рассказа, вопросы (какой? какая?), подсказ, совместное с воспитателем рассказывание, дополнения детей.
Детям предлагается логико – синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это … (котенок). Он … (маленький, пушистый). Котенок любит …. (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»
Обычно традиционная методика не дает хорошего результата, у детей отсутствует интерес к составлению описательных рассказов об объекте, они нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого. Этому способствует и неправильная постановка вопроса педагогом: «Какой предмет?». Дети не понимают суть вопроса (о чем конкретно спрашивает воспитатель?) и не могут ответить на него.
Для решения этих задач необходимо разработать систему игровых упражнений, которые были бы интересны детям и учитывали особенности их мышления (в основном наглядно – действенное и наглядно - образное).
Объекты и явления окружающего мира обладают комплексом признаков (цвет, форма, размер и т.д.). Чтобы познакомиться с объектом, необходимо заметить характеризующие его признаки, «выделив» их из объекта.
В речи взрослые часто упускают название имени признака, полагая, что ребенок сам догадается, о чем идет речь. На самом деле, обобщения дети делают с трудом.
В ТРИЗ - педагогике описание объекта производится через указание имен признаков и спектров их значений с помощью универсального дидактического пособия «Модель имен признаков».
Цель: формирование у детей навыков связной описательной речи, обогащение и активизация словаря.
Задачи:
- учить детей описывать объект по выбранным символам имён признаков.
- учить детей строить вопросительные предложения, используя имена признаков.
Пример игры - занятия по составлению описательного рассказа об объекте:
Я предлагаю детям поиграть в игру «Сочинялки» и говорю, что значки «Волшебного штурвала» помогут составить целый рассказ об объекте. На штурвале присутствуют уже знакомые детям имена признаков (лицевой стороной внутрь). Ребенок берет в руки объект и, поочередно открывая значки имен признаков, составляет описательный рассказ.
Также рассматриваем объект с позиции «объект живой или неживой природы», «рукотворный объект».
С декабря месяца при составлении описательных рассказов об объекте мы «приглашаем» Волшебников времени: Волшебника прошедшего времени и Волшебника будущего времени. Описывая объект, ребенок говорит, что с этим объектом было раньше и что будет потом.
В нашей группе дети составляют описательный рассказ уже по восьми признакам.
Практическая демонстрация составления рассказа.
При обучении детей построению вопросительных предложений с использованием имен признаков проводим следующие игры – упражнения:
Ход игры:
Ребёнок, открывая любой символ имени признака, задаёт вопросы другому ребенку, называя чётко имя признака.
Ребёнок: «Илюша, скажи какой по цвету твой объект?» (Илюша отвечает)
«Какой объект по запаху?» (ответ полным предложением)
«Какие движения может делать объект?»
«Какой объект по температуре?» и т.д.
Результат: Дети научились считывать имя признака, задавать вопросы и отвечать на них.
В дальнейшем продолжим работу по ознакомлению детей с именами признаков и составлению описательных рассказов об объектах. Также имена признаков помогают нам проводить работу по составлению загадок и рифмовок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"
В своей работе я попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...
ТРИЗ "Составление рассказа о машине" с использованием имен признаков.
Презентация выполнена в стиле "мнемотехники"так . чтобы ребенку можно было самому составить рассказ. Этот метод основан на визуальном восприятии информации, с возможностью последующего её воспр...
Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
«Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей»
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения. Но существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи: 1. Один из так...
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т. А. Ткаченко»
Существует ряд методик развития речи дошкольника (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др.). Однако, при обучении детей развитию речи, использовать эти методики в полной мере н...