Мастер – класс для педагогов
методическая разработка
Мастер – класс для педагогов
«Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»
СЛАЙД №1 (как заставка пока гости собираются):
Название темы мастер-класса: «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»
СЛАЙД №2:
Цель мастер-класса: обобщить педагогический опыт по подготовке руки дошкольника к письму,
Задачи:1) совершенствование навыка правильного захвата карандаша
2) развитие мелкой моторики пальцев рук посредством ручного труда.
- Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер – класса: «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».
- В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их мышечной слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Подготовка руки к письму подразумевает формирование графических навыков, которые Вы видите на экране (СЛАЙД №3:
Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
Развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность).
- Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Но важно помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг. Тренинг — это система, режим тренировок. Такое определение даёт в своём словаре С.И.Ожегов. Определений тренинга множество, некоторые из них Вы видите на экране (СЛАЙД №4):
-Тренинг (англ. training от train -обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. (Википедия).
-Тренинг - обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме. (Сидоренко Е. В. «Технологии создания тренинга»).
-Тренинг — это спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности. (Роджер Бакли, Джим Кэйпл «Теория и практика тренинга».
С помощью тренинга создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры», «Система игровых упражнений».
- В ходе мастер-класса вашему вниманию будут предложены варианты простых, но значимых заданий, которые можно проводить как в процессе НОД, так и в свободной и самостоятельной деятельности детей. Начнём с формирования умения правильно держать карандаш.
- Прежде чем начать нашу практическую часть, давайте познакомимся. Я предлагаю каждому написать на табличках, как бы Вы хотели, чтоб к Вам обращались. Но написать нужно неведомой рукой.
- Удобно ли было Вам писать своё имя той рукой, которой вы обычно не пишите? Почему? А детям?
- Возьмите в руку карандаш. Правильный захват карандаша, обратите внимание на экран (СЛАЙД №5: картинка с правильным держанием карандаша) подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, которые образуют щепоть. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо.
- Учитывая то, что не каждый взрослый умеет правильно держать карандаш, давайте проверим, правильно ли это делаете Вы. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
(Участники делают самопроверку)
- Сейчас можно сказать, что каждый из Вас умеет правильно держать карандаш.
- Для развития содружества пальцев используются упражнения с карандашом: «покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами» и без карандаша: «посолим суп», «покормим цыплят»
(Показ)
- Выполните эти упражнения самостоятельно. ХОРОШО!
- Сейчас познакомимся с игровой пальчиковой гимнастикой. Я предлагаю Вам быть её участниками.
• Упражнение «Скакалочка» для большого пальца.
- Встаньте, руки опустите вдоль туловища, ладонями вперед. Сожмите ладони в кулаки, большие пальцы вытянуты. Выполняем круговые движения большими пальцами вперёд и назад, сопровождая движение четверостишием, которое вы видите на экране (СЛАЙД №6:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки).
• Следующее упражнение для большого и указательного пальцев. Называется «Урожай».
(Показ)
- Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням. Ненапряженные пальцы образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. Выполнение упражнения сопровождается стишком, который вы видите на экране (СЛАЙД №7:
Вырастала репка
Желтая и крепкая.
Перед домом свекла
Смотрит прямо в окна.
И морковки урожай
Сладкой, сочной собирай).
(Выполнение упражнения участниками)
-Ещё одно из упражнений «Волшебный карандаш»,
цель которого вы видите на экране (СЛАЙД №8): формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук, развивать внимание и слухо-моторную координацию. Вам потребуется карандаш с граненой поверхностью. Возьмите волшебный карандаш, зажмите его между ладонями и покатайте. Послушай, как он шумит. Разогрей ладони. Пошумите карандашом возле правого уха, теперь возле левого уха. Что Вы, слышишь? Затем покатайте карандаш по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук.
- Следующее упражнение - «Резиночка, цель данное упражнение Вы видите на экране (СЛАЙД №9): развить тактильную чувствительность и сложно координированные движения пальцев и кистей рук. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
Обращение к залу:
– Молодцы! Систематическое проведение подобных упражнений укрепляет пальцы и способствует формированию навыка правильно держать карандаш.
-Для развитие точности движений руки при письме я использую упражнения, которые вы видите на экране (СЛАЙД №10):
-обведение трафаретов и шаблонов;
-черчение линий и фигур по линейке;
-раскрашивание, штрихование, обведение рисунков по пунктиру;
-соединение точек, пронумерованных по порядку;
- проведение ровных линий через весь лист.
- Особое место в работе по подготовке руки к письму занимает ручной труд.
Видов ручного труда много. Обратите внимание на экран, вот их варианты (СЛАЙД №11):
-работа с нитью (выкладывание узора, завязывание нити, плетение, разрезание);
-работа с бумагой (оригами, аппликация, создание объемных фигурок, скручивание);
- мозаика и аппликация из природного материала (семечки, скорлупа, ракушки);
- работа с сыпучим материалом (крупа, соль, бисер);
- работа с пластичными материалами (соленое тесто, глина, пластилин);
- работа со шпаклевкой (рельеф);
- работа с иголкой (шитье, вышивание).
- Ручной труд способствует развитию мелкой моторики, формированию умения правильно держать карандаш и правильному распределению мышечной нагрузки. В работе с детьми мы используем разные формы организации и виды ручного труда. Некоторые из них особенно нравятся детям.
- Следующая задача нашего мастер-класса в том, чтобы Вы на практике убедились, что именно отработка мелкой моторики пальцев рук совершенствуется в процессе ручного труда.
- Я прошу Вас разделиться на команды: занять места за столами в соответствии с цветом вытянутых Вами жетонов. Обратите внимание на экран (СЛАЙД №12):
№ команды | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Форма работы | фронтальная | подгрупповая | индивидуальная |
Вид ручного труда | работа с бумагой (квиллинг) | работа с пластичным материалом | работа с сыпучим материалом |
Материал | полоски бумаги | солёное тесто | соль |
на котором показаны форма работы и вид ручного труда для каждой команды.
- Ваша команда будет выполнять работу из бумаги фронтально. Те, кто сидят за вторым столом, будут выполнять работу из солёного теста. Вы работаете всем командой. И за третьим столом каждый выполняет работу индивидуально из сыпучих материалов, в конкретном случае это соль. Для всех общая тема «Подснежники».
В работе вам помогут схемы - алгоритмы выполнения работ, которые лежат перед вами.
Алгоритм выполнения работы с сыпучими материалами:
1. Выбираем фон для работы, рисуем картинку.
2. Наносим клей на рисунок, не выходя за контур.
3. На клей насыпаем соль, лишнее стряхиваем.
4. Ждем, когда подсохнет клей.
5. При желании раскрашиваем картинку
акварельными красками.
6. Готовую работу можно оформить в рамочку.
Алгоритм выполнения работы из солёного теста:
1. Замес теста.
2. Лепка изделий (места соединений
смачиваются водой).
3. Сушка изделий.
4. Раскрашивание изделий.
Алгоритм выполнения работы из бумаги – объёмная аппликация (квиллинг):
1. Нарезать полоски определённой длины
м.) и ширины (1-9 мм, ходовая ширина 3-7 мм.)
2. Выбрать фон картона для аппликации.
3. Для цветов скрутить полоски бумаги
на зубочистке и придать им нужную форму.
4. Для стеблей скрутить полоски бумаги жгутиком.
5. Выложить получившиеся детали на картон.
6. Приклеить детали.
Инструкционная карта. Способы скручивания полосок бумаги:
берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
Не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым, и внутри была видна спиралька.
Хвостик ленточки подклеиваем и придаём форму с помощью пальцев.
- Таким образом, представленная Вам работа, обеспечивает развитие содружества пальцев, формирование скоординированных и свободных движений пишущей руки. В результате у детей не возникнет затруднений в процессе обучения письму.
РЕФЛЕКСИЯ:
Мне было интересно… |
Я поняла, что… |
Мне захотелось… |
Я узнала новое… |
Мне понравилось… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....