План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2019 - 2024
материал

Воробьева Ксения Михайловна

План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2019_-_2024.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 г. – май 2024г.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через  организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание  благоприятных  условий  для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми
  3. Разработать перспективный план работы с детьми
  4. Оформить в группе уголок «Учимся играя»

5.         Создать картотеку математических игр

6.          Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр

7.       Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике                           8.       Сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.    

           

Ожидаемые результаты:

детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Учимся играя»

Реализация проекта

I этап - организационно-подготовительный

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

Этапы работы:

1.        Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2.        Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.

3.        Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.

4.        С целью изучения уровня развития математических способностей у детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация провести диагностику дошкольников.

5.        Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

6.        Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

7.        Составить план - схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

II этап – основной практический.

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1.        Разработать систему по формированию операций мышления.

2.        Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

3.        Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр.

 4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

4.        Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.

III этап- Заключительный

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.

Определение дальнейшей деятельности по развитию математических способностей детей дошкольников. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.

 

План работы на 2019-2020 учебный год

Сроки

Содержание работы

Применение

Сентябрь

Подбор литературы по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста

 

1.      - З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

2.      -Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

3.      -Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

-Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
-Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

 -Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
 -Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.

-Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой

- Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ----Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. 
-Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).

 -Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.

Октябрь-ноябрь

1.         Проработка отобранной литературы по теме.

2.         Рассмотреть конспекты занятий в методическом кабинете.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155.

 Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.

Обновление игровой развивающей среды в группе:

-подбор материала

- частичное изготовление дидактических пособий 

Декабрь-Январь

• Открытые просмотры

• Методические

объединения

•   Взаимопосещение

•   Обмен опытом

 

1. Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти

2. Дидактические игры:

 «Разложи предметы»

«Будь внимательным»

«Чем похожи и чем отличаются?»

«Подбери пару»

«Разложи карточки»

3.         Подготовка консультаций для родителей:

«Как развивать познавательные интересы у детей»

«Развитие логического мышления у детей.»

«Математика в повседневной жизни ребенка»

«Учим математику дома. Учиться можно только весело»

4.Анкетирование родителей на тему «Развитие мышления детей дошкольного возраста» 

Февраль-Март

Отбор элементов по

теме: «Формы и методы развития мышления детей»

Использовала следующие методы и формы работы с детьми и родителями:

•          Занятия

•          Беседы

•          Тренинги

•          Создание и решение проблемных ситуаций

•          Ситуативные беседы

•          Игры - инсценировки

•          Досуговые игры

•          Подвижные игры                

•          Наглядно-информативный метод 

Апрель-Май

Проработка журналов

 Журнал «Педагогический опыт» 2017 г.

Журнал «Педагогический практикум» №2, 2008г Проработав журналы познакомилась с формами и методами работы по развитию логического мышления детей  дошкольного возраста:

Образовательная деятельность

Создание и решение проблемных ситуаций познавательного характера

Дидактические игры:

Игры на развитие воображения

Игры на развитие внимании

Игры интеллектуального характера.

Примеры педагогических ситуаций

Консультации для родителей и воспитателей

 

Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь

октябрь

Мониторинг  начальных  знаний  об  элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение  понятия  «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная  вода»,  «Цветные палочки».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение  части  группы.  Нахождение  «лишних» предметов.

Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»        

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические        игры

Развитию количественных

представлений:  «В  лес  за грибами»,    «Малина    для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение   групп   предметов по   количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по

развитию        равенства на основе  сопоставления двух групп  предметов:  «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».        

март

Формирование представлений о непосредственном

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические        игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат».

апрель

Знакомство с геометрическими  фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи        фигурки по домикам»,  «Катится  –  не катится»,  «Найди  пару  по форме».

май

Формирование  пространственных

представлений: на-над-под,  слева-справа,  вверху-внизу,  снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный  и  порядковый  счет  от  1  до  5.

Сравнение предыдущего и последующего чисел.        

Дидактические        игры         на расположение

пространстве: «Возьми

игрушку», «Магазин игрушек».

План работы на 2020-2021 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (2 часть, анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение ОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек» (карточки-схемы)

Картотека игр.

Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек

Октябрь

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности:

д/и «Угощение для медвежат»

 д/и «Украсим елку бусами»

д/и «Логический поезд»

Вечер игр

Ноябрь

-Использование в индивидуальной деятельности и в ОД математических загадок;

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

 игры с палочками: «Построение лестницы»

ОД по РМП

«В гостях у Красной Шапочки».

Декабрь

-Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

Вечер развлечений

 «Составь узор», «Поезд»

Январь

-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».

Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»

Февраль

-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»;

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации».

Составление картотеки игр

Март

Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие.

Вечер игр

Апрель

Краткосрочный проект «Чудеса в математике!».

Викторина «А у нас возник вопрос».

Май

- д/и «Монгольский квадрат»

-Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

- математическая викторина «Играем в математику»

-консультация и материал в родительский уголок:

Работа  с семьёй

Октябрь

Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»

Статья в родительский уголок по этой теме

Ноябрь

Консультация для родителей «Развитие мышления в дошкольном возрасте»

Привлечение родителей к изготовлению игр

Февраль

 Родительское собрание            «Роль лого-математических игр в развитии мыслительной деятельности детей»

Изготовление коллажа родителями «Страна –познавайка!»

Март

«Математика –это интересно!»

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему

Акция «Хочу все знать!»

Май

«Задачки хитрой лисицы»

Показ ОД для родителей

 

Перспективно-календарный план работы на 2021-2022год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Результат

Самореализация

Сентябрь

-Изучение дополнительной литературы по теме самообразования

Пополнение картотеки методической литературы.

Октябрь

- Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2022-2023 год.

Перспективный план на учебный год.

Ноябрь

-Обмен опытом с другими педагогами.

Выступление

на метод.объед.

Декабрь

-Сбор материала для создания книжки математических сказок «В стране «Математике»

Сборник сказок.

Январь

-Разработка конспектов НОД по теме сообразования.

Распространение опыта

Февраль

-Показ открытого занятия по ОД

«Знакомство детей с единицей измерения времени» Неделя» через дидактические игры.

Март

- Разработка в придумывании сказок про геометрические фигуры

Выступление на метод. объединении (презентация)

Апрель

- Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Выступление на итоговом педсовете

Май

- «Развивающие игры для детей»

Работа с детьми

Сентябрь

Октябрь – Ноябрь

Декабрь – Январь

Февраль

Март – апрель

Май

Диагностика уровня

сформированности

математических представлений.

Дидактические игры:

 -«Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

-«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; 

-«Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

-«Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру» «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»

Диагностика уровня

сформированности математических представлений.

Игры на нахождение закономерностей.

Игры на развитие логического мышления.

Игры на различение геометрических фигур, развитие пространственного воображения детей.

Игры на различение цифр и чисел.

Работа с родителями

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Анкетирование родителей по теме «Математическое развитие детей».

Консультация для родителей: «Математические игры по дороге домой»

- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка

Выставка для родителей дидактических игр.

- Проведение консультации для родителей

- Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Круглый стол «Математическое развитие детей»

Мастер- класс для родителей

Выставка пособий

Папка- передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

Перспективно-календарный план работы на 2022-2023год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Результат

Самореали-зация

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сентябрь-октябрь

В течение учебного года

Январь

Февраль

Март

Апрель.

Май

-Подбор литературы по теме самообразования

-Работа с личной библиотекой, интернетом.

-Посещение занятий воспитателей.

-Обмен опытом по проблеме.

-Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.


-разработка игровые математические знания с театрализацией:

 «Математика в сказках». «Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей»


-разработать опросник для диагностирования детей

-разработка конспекта «Весёлая математика»  

-создание атрибутов для занятия


-разработка консультации по теме.


-Анализ работы по теме самообразования. 

Пополнение картотеки.


Выступление на метод.объед.


Перспективный план на 2022-2023 уч.год


Выступление на общем родительском собрании.


Пополнение методической папки.


Проведение развлечения «Весёлая математика»  


Показ на пед. совете.


Выступление на тему: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» 

Работа с детьми

Сентябрь

В течении года

Октябрь – Декабрь

Январь

Февраль

Март – Апрель

Май

- Диагностика уровня

сформированности

математических представлений.

-Участие в муниципальных конкурсах.

-Дидактические игры: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», 

«Определите, какие окна должны быть в последнем домике?»

- Оформление выставки совместного творчества детей и родителей.

- Реализация проекта «Математика на кухне».

-Дидактические игры: «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки», «Посели каждое животное в домик нужного размера».

-Диагностика уровня

сформированности

математических представлений.

Игры на развитие логического мышления, зрительного восприятия.

Игры на развитие операций анализа и синтеза.

Работа с родителями

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Май

-Разработка памятки, буклета для родителей.

-Показ ОД для родителей «Путешествие к царице Матемитике».

-Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

-Образовательно-игровой тренинг «Способы взаимодействия с ребенком».

-Практикум в форме деловой игры «Учите детей думать».

-Итоговое родительское собрание по результатам мониторинга.

Совместное развлечение с родителями «Веселый счет»

Перспективно-календарный план работы на 2023-2024год

Дата

Содержание деятельности

Материал

Сентябрь

1.       Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2.       Игра «Антонимы»

3.       Загадка

4.       Задание на сравнение

 5.    Логические задачи

«Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Октябрь

1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2. Игра «Антонимы»

3. Загадка

4. Задание на сравнение

5. Логические задачи

«Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Ноябрь

1.    Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».

2.    Загадка

3.    Задание на сравнение

4.    Логические задачи

«Развивалки», стр. 182

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8

Декабрь

1.        Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.        Логические задачи

3.        Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11

январь

1.      Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.      Логические задачи

3.      Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11

Февраль

1.      Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.      Логические задачи

3.      Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223,

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14

Март

1.      Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.      Загадка

3.      Задание на классификацию

4.      Логические задачи

«Развивалки», стр. 227

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37

Апрель

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2. Задание на умозаключения

3. Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25

Май

1.      Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

2.      Задание на умозаключения

3.      Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25.

 

       Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

 

Перспективы на следующий год:

  1. Продолжить работу по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (согласно возрастной группе);
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  3. Изучить новинки методической литературы
  4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.
  5. Обновить картотеку дидактических игр для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...