План по самообразованию: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
материал по математике

Флосман Юлия Олеговна

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

 Воспитатель:

Флосман Юлия Олеговна

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

2021– 2022  учебный год

г. Нижневартовск

Цель: Развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2021-2022 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

  • воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика»

Этапы работы:

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г.  256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

2.Перспективный план работы на 2021- 2022 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

- Проведение первичной диагностики.

- Анализ и оформление результатов диагностики.

- Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

- Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

МАРТ

- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

МАЙ

- Оформление документации

- Проведение итоговой диагностики

- Анализ, оформление результатов диагностики.

- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

   3. Накопительно-практический этап:

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего  дошкольного возраста (в течение года).

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование Д/И

Сентябрь

Мониторинг  начальных  знаний  об  элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на

усвоение  понятия  «цвета»:

«Сделаем кукле бусы»,

«Цветная  вода»,  «Цветные

палочки».

Октябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

размеру.

«Найди пару», «Разложи по

коробочкам».

Ноябрь

Декабрь

Выделение  части  группы.  Нахождение  «лишних»

предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что

изменилось?»

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений:  «В  лес  за

грибами»,    «Малина    для

медвежат», «Угости зайчат».

Февраль

Сравнение   групп   предметов

по   количеству    (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе  сопоставления двух групп  предметов:  «Угостим белочек

грибочками», «Жучки на листиках»,

«Бабочки и цветы».

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

формирование   умения   соотносить   цифру   с

количеством.

Формирование представлений о непосредственном

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее –

короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам»,

«Почини коврик», «Мостики для зайчат»

Апрель

Знакомство с геометрическими  фигурами: круг и

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

формирование   умения   соотносить   цифру   с

количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое

лото», «Разложи фигурки

по домикам»,  «Катится  –  не

катится»,  «Найди  пару  по

форме».

Май

Формирование  пространственных

представлений:

на-над-под, слева-справа, вверху-внизу,

внутри, за-перед и др.

Количественный  и  порядковый  счет  от  1  до  5.

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на

Расположение в пространстве: «Возьми игрушку»,«Магазин

игрушек».

Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

В течение года

демонстрационного материала.

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

Ноябрь

дидактических  игр  в  воспитании  детей  дошкольного

возраста».

4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Март

 5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Февраль

6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

7. Оформление центра «Занимательная математика»

В течение года

8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

Апрель

9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»

В течении года

Работа с педагогами

1.Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

2.Проведение открытого занятия по ФЭМП

3.Выступление на педсовете.

4.Заключительный этап. Подготовить отчет по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...

План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2019 - 2024

План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...