План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал по математике
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_2020.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2025г.
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
.Цель:
обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
- Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Оформить в группе уголок «Учимся играя»;
- Создать кружок по обучению игре в шахматы «Шахматное королевство».
6. Подготовить семинар-практикум для педагогов «Математические игры для дошкольников».
7. Создать картотеку математических игр.
8. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр.
9. Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике. 10. Сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.
Ожидаемые результаты:
детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Учимся играя»
Реализация проекта
I этап - организационно-подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
Этапы работы:
1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.
3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
4. С целью изучения уровня развития математических способностей у детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация провести диагностику дошкольников.
5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
7. Составить план - схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
II этап – основной практический.
Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.
Задачи данного этапа:
1. Разработать систему по формированию операций мышления.
2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.
3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр.
4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;
4. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.
III этап- Заключительный
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.
Определение дальнейшей деятельности по развитию математических способностей детей дошкольников. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.
План работы на 2020-2021 учебный год
Сроки | Содержание работы | Применение |
Сентябрь | Подбор литературы по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста
| 1. - З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.; 2. -Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников; 3. -Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009. -Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. -Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. -Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой - Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ----Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. -Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997. |
Октябрь-ноябрь | 1. Проработка отобранной литературы по теме. 2. Рассмотреть конспекты занятий в методическом кабинете. | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010. Обновление игровой развивающей среды в группе: -подбор материала - частичное изготовление дидактических пособий |
Декабрь-Январь | • Открытые просмотры • Методические объединения • Взаимопосещение • Обмен опытом
| 1. Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти 2. Дидактические игры: «Разложи предметы» «Будь внимательным» «Чем похожи и чем отличаются?» «Подбери пару» «Разложи карточки» 3. Подготовка консультаций для родителей: «Как развивать познавательные интересы у детей» «Развитие логического мышления у детей.» «Математика в повседневной жизни ребенка» «Учим математику дома. Учиться можно только весело» 4.Анкетирование родителей на тему «Развитие мышления детей дошкольного возраста» |
Февраль-Март | Отбор элементов по теме: «Формы и методы развития мышления детей» | Использовала следующие методы и формы работы с детьми и родителями: • Занятия • Беседы • Тренинги • Создание и решение проблемных ситуаций • Ситуативные беседы • Игры - инсценировки • Досуговые игры • Подвижные игры • Наглядно-информативный метод |
Апрель-Май | Проработка журналов | Журнал «Педагогический опыт» 2017 г. Журнал «Педагогический практикум» №2, 2008г Проработав журналы познакомилась с формами и методами работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста: Образовательная деятельность Создание и решение проблемных ситуаций познавательного характера Дидактические игры: Игры на развитие воображения Игры на развитие внимании Игры интеллектуального характера. Примеры педагогических ситуаций Консультации для родителей и воспитателей |
Работа с детьми.
Сроки | Содержание работы | Использование д/игр |
сентябрь октябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. | Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки». |
ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. | «Найди пару», «Разложи по коробочкам». |
декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. | Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» |
январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические игры Развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». |
февраль | Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». |
март | Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). | Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат». |
апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. | Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». |
май | Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. | Дидактические игры на расположение пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». |
План работы на 2021-2022 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Сентябрь | - Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (2 часть, анализ и обсуждение сказки с детьми. - Проведение ОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек» (карточки-схемы) | Картотека игр. Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек |
Октябрь | Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности: д/и «Угощение для медвежат» д/и «Украсим елку бусами» д/и «Логический поезд» | Вечер игр | |
Ноябрь | -Использование в индивидуальной деятельности и в ОД математических загадок; -Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала | игры с палочками: «Построение лестницы» ОД по РМП «В гостях у Красной Шапочки». | |
Декабрь | -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»; -Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала | Вечер развлечений «Составь узор», «Поезд» | |
Январь | -Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу». | Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес» | |
Февраль | -Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»; - Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации». | Составление картотеки игр | |
Март | Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие. | Вечер игр | |
Апрель | Краткосрочный проект «Чудеса в математике!». | Викторина «А у нас возник вопрос». | |
Май | - д/и «Монгольский квадрат» -Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» | - математическая викторина «Играем в математику» -консультация и материал в родительский уголок: | |
Работа с семьёй | Октябрь | Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм» | Статья в родительский уголок по этой теме |
Ноябрь | Консультация для родителей «Развитие мышления в дошкольном возрасте» | Привлечение родителей к изготовлению игр | |
Февраль | Родительское собрание «Роль лого-математических игр в развитии мыслительной деятельности детей» | Изготовление коллажа родителями «Страна –познавайка!» | |
Март | «Математика –это интересно!» | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | |
Апрель | Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему | Акция «Хочу все знать!» | |
Май | «Задачки хитрой лисицы» | Показ ОД для родителей | |
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Путешествие на острова». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Перспективно-календарный план работы на 2022-2023год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Результат |
Самореали-зация | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Январь Март Апрель Май Май | -Изучение дополнительной литературы по теме самообразования - Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2022-2023 год. -Обмен опытом с другими педагогами. -Сбор материала для создания книжки математических сказок «В стране «Математике» в пластилиновом районе» -Разработка конспектов НОД по теме сообразования. -Показ открытого занятия по ОД - Разработка в придумывании сказок про геометрические фигуры
- «Развивающие игры для детей» -Разработка доклада и презентации по теме «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формирование математических представлений у дошкольников» | Пополнение картотеки методической литературы. Перспективный план на учебный год. Выступление на метод.объед. Сборник сказок. Распространение опыта «Знакомство детей с единицей измерения времени» Неделя» через дидактические игры.
Выступление на итоговом педсовете |
Работа с детьми | Сентябрь Октябрь – Ноябрь Декабрь – Январь Февраль Март – апрель Май | Диагностика уровня сформированности математических представлений. Дидактические игры: -«Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?». -«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; -«Геометрическое лото»; «Назови фигуры». -«Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру» «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?» Диагностика уровня сформированности математических представлений. | Игры на нахождение закономерностей. Игры на развитие логического мышления. Игры на различение геометрических фигур, развитие пространственного воображения детей. Игры на различение цифр и чисел. |
Работа с родителями | Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март Апрель | Анкетирование родителей по теме «Математическое развитие детей». Консультация для родителей: «Математические игры по дороге домой» - Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка Выставка для родителей дидактических игр. - Проведение консультации для родителей - Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. | Круглый стол «Математическое развитие детей» Мастер- класс для родителей Выставка пособий Папка- передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома» |
Перспективно-календарный план работы на 2023-2024год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Результат |
Самореали-зация | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Сентябрь-октябрь В течение учебного года Январь Февраль Март Апрель. Май | -Подбор литературы по теме самообразования -Работа с личной библиотекой, интернетом. -Посещение занятий воспитателей. -Обмен опытом по проблеме. -Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. -разработка игровые математические знания с театрализацией: «Математика в сказках». «Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей»
-разработка конспекта «Весёлая математика» -создание атрибутов для занятия
| Пополнение картотеки. Выступление на метод.объед. Перспективный план на 2022-2023 уч.год Выступление на общем родительском собрании. Пополнение методической папки.
|
Работа с детьми | Сентябрь В течении года Октябрь – Декабрь Январь Февраль Март – Апрель Май | - Диагностика уровня сформированности математических представлений. -Участие в муниципальных конкурсах. -Дидактические игры: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» - Оформление выставки совместного творчества детей и родителей. - Реализация проекта «Математика на кухне». -Дидактические игры: «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки», «Посели каждое животное в домик нужного размера». -Диагностика уровня сформированности математических представлений. | Игры на развитие логического мышления, зрительного восприятия. Игры на развитие операций анализа и синтеза. |
Работа с родителями | Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март Май | -Разработка памятки, буклета для родителей. -Показ ОД для родителей «Путешествие к царице Матемитике». -Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». -Образовательно-игровой тренинг «Способы взаимодействия с ребенком». -Практикум в форме деловой игры «Учите детей думать». -Итоговое родительское собрание по результатам мониторинга. | Совместное развлечение с родителями «Веселый счет» |
Перспективно-календарный план работы на 2024-2025год
Дата | Содержание деятельности | Материал |
Сентябрь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игра «Антонимы» 3. Загадка 4. Задание на сравнение 5. Логические задачи | «Развивалки», стр. 174 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 |
Октябрь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игра «Антонимы» 3. Загадка 4. Задание на сравнение 5. Логические задачи | «Развивалки», стр. 174 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 |
Ноябрь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 182 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8 |
Декабрь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11 |
январь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11 |
Февраль | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 223, Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14 |
Март | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на классификацию 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37 |
Апрель | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задание на умозаключения 3. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25 |
Май | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задание на умозаключения 3. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25. |
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (согласно возрастной группе);
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.
- Обновить картотеку дидактических игр для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...
Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...
Самообразование «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте...
План по самообразованию: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Самообразование...
План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2019 - 2024
План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...