Современные технологии
статья

Банина Елена Рашитовна

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др. 
  1. Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение   воздуха, воды. 
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа) 
  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.
  1. Путешествие по карте
  • Стороны света.
  •  Рельефы местности.
  • Природные    ландшафты и их обитатели. 
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
  1. Путешествие по «реке времени»
  • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  •  История    жилища и благоустройства.

4.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

  1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,
  • владеющим современными технологиями образования,
  • приемами психолого-педагогической диагностики,
  • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  • умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

8. Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания


9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Используя нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

  • Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  • Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.
  • Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

10. Лэпбук.

   В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных,  является тематическая папка-лэпбук.  При этом лэпбук - это не просто поделка.

   В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лэпбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового.

Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.

11. «Фиолетовый лес»

         Одним из средств интеллектуально - творческого развития ребенка является игровая технология В.В Воскобовича, его уникальная развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес».

         Цель технологии - развитие познавательно - творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса - познания - творчества. «Фиолетовый лес» методическая, развивающая среда позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании с детьми, доставляет радость. Это является важным не только для интеллектуально - творческого развития детей, но и для сохранения и поддержания здоровья воспитанников.  

         Важно, что среда «Фиолетовый лес»  полностью соответствует и выполняет требования с среде  ФГОС ДО.

         Во - первых обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) двигательной активности детей, а также дает возможность проектирования и уединения собственного пространства.

         Во - вторых данная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО.

         В - третьих «Фиолетовый лес» среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная [2, c. 6].

        Способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1, c. 5].

        «Фиолетовый лес» активно используется в образовательной деятельности, решает многие образовательные задачи пяти образовательных областей ФОП ДО.

        Например, в формировании математических представлений используется игра: «Кто быстрее» просим воспитанников  определить на глаз кто быстрее прибежит к цветку, у кого длиннее дорожка, у кого короче. В конце игры дети  придумают  историю, как ежики поздравили Лягушку.

       Знакомим малышей с окружающим миром, временами года, и другими задачами по познавательному развитию. Например, в игре «Помоги утеплить норки» в Фиолетовом лесу наступила осень, закрепляем с детьми сезонные признаки в природе осенью, как животные готовятся к зиме. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

         В речевом развитии в игре «Помоги медвежонку Мишику» у младших дошкольников формируем умение слушать и понимать инструкцию, развиваем речь, знакомим с понятиями «вдоль», «до», «через», «в». В конце игры дети придумывают и рассказывают историю, как Медвежонок Мишик возвращался домой.

         В художественно - эстетическом развитии в играх «Дорисуй фигуру», «Осенний коврик», «Кто прячется в лесу», при создании образа развиваем творческое воображение, фантазию, составляем узор, чередуя предметы по цвету и размеру. Малыши находят в фигурах сходство с  листиком, шариком, ежиком и др. Уточняем, что можно дорисовать, чтобы получилась мышка, листик и.т.д.

         «Фиолетовый лес» можно использовать и в физическом развитии младших дошкольников, развивая при этом двигательные качества, координацию движений, формируем  ориентировку в пространстве в таких играх как: «Повтори движение», «Путешествие в осенний лес» и др.

Наиболее эффективно при организации совместной деятельности нужно создать условия для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических, что  позволяет решать вместе развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто продолжают играть.

        Данная среда представляет интерес в развлечениях, праздниках, в свободной совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в самостоятельной деятельности детей, сочинение загадок, придумывание сказок и персонажей.

         В самостоятельных играх закреплять дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуем интеллектуально - творческое мышление, мелкую моторику. И самое главное у дошкольников появляется возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

        Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В.В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФОП ДО - сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально - творческом развитии.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса

Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий Игровая технология Тема: «Овощи»

Цель: Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:-       Закрепить у детей представления об овощах.-       Учить детей...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Современные технологии в современном образовании.

Проведение технологии утреннего сбора в ДОУ...

Цифровой детский сад. Современным детям - современные технологии

В данной статье рассматривается система цифрового детского сада как эффективный вектор развития имиджа современной образовательной организации.Применение современных средств представления образователь...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...