Педагогический проект для детей раннего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни»
проект (младшая группа)
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно - образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zozh_yasli23.docx | 517.47 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Педагогический проект для детей раннего дошкольного возраста
«Здоровый образ жизни»
Разработала:
воспитатель первой квалификационной категории
Бурова Ж.Ю.
Новосибирск 2023
Тема проекта: «Здоровый образ жизни»
Продолжительность проекта: среднесрочный (05 июня– 30 июня 2023г.).
Тип проекта: познавательный, игровой, групповой.
Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно - образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Цель: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- Продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- Создавать условия для благотворного физического развития детей;
- Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап | ||
Период | Мероприятия | Цель |
05.06.2023 | -Сбор, изучение и анализ литературы по данной теме | Повышение компетентности педагогов. |
06.06.2023 | -Разработка плана реализации проекта «Здоровый образ жизни» | Определение цели, задач, основных направлений реализации проекта и ожидаемых результатов. |
05.06.2023- 09. 06.2023 | -Подборка иллюстративного материала; -Подборка стихотворений, загадок, песен, мультфильмов по теме проекта; -Подборка подвижных, пальчиковых игр; -Подготовка материала для изобразительной деятельности; -Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям. | Подготовка к реализации проекта, создание необходимых условии. |
05.06.2023- 26.06.2023 | С родителями: - Анкетирование «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка». - Создание выставки рисунков (совместное творчество) «Быть здоровыми хотим!». - Консультация «Пусть растет малыш здоровым!», «Польза закаливания», «Безопасность дошкольников». - Папка передвижка «О правильном питании и пользе витаминов» | Приобщение родителей к работе над проектом. |
Основной этап | ||
Ежедневно: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам – массажерам, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. | ||
13. 06.2023 | - Беседа «Как можно заботиться о своем здоровье» - Д/игра «Уложим кукол спать» - П/игра «Кошки - мышки» - Чтение потешки «Наша Маша» - Загадки и пословицы о здоровом образе жизни | - уточнение последовательности раздевания и развешивания одежды; закрепление представления о том, что сон полезен для здоровья. - формирование навыка бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках. - ознакомление детей с новой потешкой, помочь понять содержание потешки. - развитие воображения, мышления, речи; закрепление знания о пользе тех или иных продуктов. |
14.06.2023 | - Беседа «Чистота и здоровье» - Д/игра «Правила чистюли» - П/игра «Воробышки и автомобиль» - Чтение Е. Благинина «Маша-растеряша» - Рисование «Вишневый компот» | - формирование знаний детей о сохранении и укреплении здоровья. - закрепление культурно - гигиенических навыков (умывания, одевания, причесывания) формирование умения показывать эти движения при помощи жестов и отгадывать по показу. - развитие двигательной активности детей. - развитие умения слушать произведения до конца, отвечать на вопросы по содержанию; уточнение представлений об одежде. - ознакомление с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей. |
15.06.2023 | - Беседа «Личная гигиена» - Д/ игра «Мое тело» - П/игра «Волшебный лес» - Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены» Игра с песком «Необыкновенные следы» | - ознакомление детей с основными правилами личной гигиены. - формирование представлений о своем теле. - упражнение детей в беге, ходьбе, ползание на четвереньках, сохранения равновесия, прыжках на двух ногах на месте, формирование качества личности. - воспитание стремления к обязательному соблюдению правил личной гигиены; культуры здоровья; ведения здорового образа жизни. - закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. |
16.06.2023 | - Беседа «Кукла купается!» - П/ игра «Солнышко и дождик» - С-р/игра «Оденем куклу Катю на прогулку» - Чтение А. Барто «Девочка чумазая» - Лепка «Красиво, вкусно, полезно» - Экскурсия в спортивный зал детского сада | - закрепление знаний детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствование формирования привычки к здоровому образу жизни. - развитие физических качеств; накапливание и обогащение двигательной активности‚ опыта детей; формирование у детей потребности к двигательной активности. - способствование формированию представлений о летней одежде и последовательности одевания на прогулку. - ознакомление детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая», подведение детей к пониманию, что чистота - залог здоровья. - закрепление знаний о полезных продуктах, закрепление приемов лепки. - ознакомление детей со спортивным инвентарем. |
19.06.2023 | - Беседа «Полезно – не полезно» - П/игра «Озорной мяч» - Д/игра «Сложи картинку» - Чтение стихотворений о здоровье - Игра «Песочные прятки» | - формирование у детей привычки к здоровому образу жизни; помощь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью с детства. - развитие физических качеств; накапливание и обогащение двигательной активности‚ опыта детей; формирование у детей потребности к двигательной активности. - развитие мышления, внимания, творческого воображения, связной речи - создание условий для представления у детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. - развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. |
20.06.2023 | - Беседа «О здоровой пище» - П/игра «Зайка серый умывается» - Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» - Д/игра «Чудесный мешочек» | - создание условий для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания. - развитие двигательной активности у детей - продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. - развитие представлений детей о вкусной и полезной еде. |
21.06.2023 | - Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» - П/игра «Кошечка» - С-р/игра «Зайчонок заболел» - Чтение потешки «Моем носик, моем щечки» - Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов | - ознакомление детей с понятием витамины. Закрепление знаний об овощах и фруктах, об их значении в питании. - развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног. - продолжать воспитание у детей понимания ценности здоровья. - развитие умения понимать смысл, проговаривать текст потешки. - уточнение знаний детей о полезных свойствах овощей и фруктов; закрепление умений отражать в рисунке свои представления и знания; развитие творческих способностей, фантазии детей. |
22.06.2023 | - Беседа «О пользе овощей и фруктов» - П/игра «Маленькие ножки бегут по дорожке» - Д/игра «Забавные шнурочки» - Заучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико!» | - формирование представлений о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; ознакомление с полезными свойствами овощей и фруктов. - формирование навыка бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал воспитателя. - развитие мелкой моторики рук посредством веселых шнурочков. - ознакомление с потешкой и поощрение стремления детей читать её наизусть. Закрепление привычки к чистоте и опрятности. Вызвать у ребенка стремление самостоятельно выполнять необходимую для их здоровья процедуру мытья рук. |
23.06.2023 | - Беседа «Где живут витамины?» - П/игра «Кто бросит дальше?» - Д/игра «Что на дереве растет?» - Опытно-экспериментальная деятельность «Грязные ручки-чистые ладошки» - Лепка «Наши фруктовые друзья» в технике пластилинография | - расширение представлений детей о полезных витаминах. - развитие у детей умения действовать по сигналу. - побуждать в детях желание ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства. - упражнение детей в умении правильно мыть руки с мылом, вытирать их надо полотенцем. - формирование навыка у детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. |
26.06.2023 | - Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» - Рассматривание иллюстраций «Виды спорта» - Экскурсия «Медицинский кабинет» - Игры с водой на прогулке | - обогащение знаний о значимости зарядки для здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные эмоции. - закрепление и систематизация знаний детей о видах спорта, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование речевых навыков. - ознакомление детей с медицинским кабинетом, с его местоположением в здании детского сада, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением. - способствование физическому развитию. |
27.06.2023 | - Беседа «Как надо закаляться» - П/игра «Ловишки с ленточками» - П/упр. «Мыльные перчатки» - Чтение В. Берестов «Больная кукла» | - формирование у детей мотивов самосохранения. Вызвать желание заботиться о своём здоровье. - упражнение в беге. Развитие ловкости, умения быстро ориентироваться. - формирование у ребенка навыка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. - ознакомление детей с содержанием стихотворения; развитие навыка слушать без наглядного сопровождения и выполнять разнообразные игры с куклой, формирование умений разговаривать с игрушкой; развитие интонационной речи. |
28.06.2023 | - Беседа «Добрый доктор Айболит в гостях у детей» - П/игра «Попади в круг» - Игр/сит. «Волшебница вода!» - Чтение К. Чуковский «Айболит»-отрывки - Рисование «Витаминки» | - продолжать формирование представлений детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. - упражнение детей в умении бросать мяч двумя руками; развитие глазомера, координации. - формирование представлений о свойствах воды. - ознакомление со сказкой К. Чуковского «Айболит». - развитие навыка рисования ватными палочками. |
Заключительный этап | ||
29.06.2023 | Оформление выставки рисунков и поделок по теме проекта | Трансляция результатов проектирования |
30.06.2023 | Оформление стенгазеты «За здоровьем я слежу - быть здоровым я спешу!» |
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
Анкета
«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:
1.Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Болел ли ваш ребенок в последние полгода?
__________________________________________________________________
3.Если болел, перечислите заболевания
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Сколько дней болел Ваш ребенок?
__________________________________________________________________
5. Что было причиной его болезни?
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________6. У ребенка есть постоянный режим дня?
____________________________________________________________________________________________________________________________________7. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?
____________________________________________________________________________________________________________________________________8. Ежедневно ли он чистит зубы?
__________________________________________________________________
9. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________10. Употребляет ли ваш ребенок фрукты, овощи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________11. Какие закаливающие процедуры вы проводите с ребенком?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Всегда ли одеваете его по погоде?
__________________________________________________________________
13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? Какие?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Беседа
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
Цель: научить ребенка заботиться о своем здоровье.
-Вчера кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины очень полезные.
-А вы, ребята, пробовали витамины?
-Витамины бывают не только в таблетках.
-А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
-В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?
Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д – солнце, рыбий жир (для костей).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
Помни истину простую, лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
«Беседа о здоровье и чистоте»
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
-Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна помогает здорово.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит, и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам.
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
П/игра «Солнышко и дождик»
Цель: формирование навыка у детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется. А нас дождик не намочит.»
А нас дождик не намочит
Указания к проведению.
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
Пальчиковая игра «Апельсин»
(Л. В. Зубкова)
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
(Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки).
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого).
А для волка - кожура.
(Сжимают пальцы обеих рук в кулаки).
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – кто куда.
(Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки).
Кто куда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей среднего дошкольного возраста «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»
Проект для детей среднего дошкольного возраста«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»Актуальность: В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной как никогда ранее в ...
Конспект непосредственной-образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Здоровое питание – здоровая жизнь".
занятие по валеологии...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Здоровое питание - залог здоровья!»
Проект о том, чтобы через игры помочь понять детям , что выбор питательных и полезных продуктов положительно сказывается на их развитии, также он способствует обучению детей основам здорового пи...
Педагогический проект для детей раннего дошкольного возраста «Мои любимые русские народные сказки»
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.Актуальность темы заключается в приоб...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Здоровая и вредная пища»
Дети закрепят полезные свойства в продуктах питания. У детей появиться интерес к приготовлением молочных, полезных блюд и напитковУ ребят появиться возможность экспериментировать через практическую де...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Здоровое питание"
Познакомить детей с правильным питанием....