Инновационные технологии сенсорного развития детей раннего возраста
статья
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста. В этом возрасте одной из важнейших задач является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Период младшего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента: формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно.
На первом году жизни основная задача сенсорного развития состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. И так особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, упражнения по сенсорному воспитанию.
Актуальность внедрения инновационных технологий в развитие детей. Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи в разных образовательных областях. Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются. В связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании, современное общество нуждается в педагоге-исследователе, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационном процессе ДОУ. Введение инноваций в образовательный процесс следует начинать с раннего возраста, так как воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях
Виды инновационных технологий в сенсорном развитии детей.
К числу современных образовательных технологий относятся:
1.Технология информационного обучения. Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) – это технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. Средства ИКТ в современном детском саду: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня невозможно обойтись без ИКТ. В свободной самостоятельной деятельности – это просмотр мультфильмов, сказок, песен, драматизаций. В организованной образовательной деятельности – это подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала. У компьютера много преимуществ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребёнка. Все выше перечисленное является стимулом познавательной активности детей. Разнообразные ресурсы ИКТ помогают обеспечить и наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, а также формированию наглядно-образного мышления, что особенно важно для детей раннего возраста. Простые презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, можно использовать вместо разнообразных дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности. Интерактивные презентации, подготовленные педагогом, с использованием видеороликов, спецэффектов, в отличие от стандартных (привычных) картинок, более привлекательны для детей и в свою очередь проводимое занятие с использованием ИКТ становится более увлекательным и продуктивным. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить с помощью анимации.
2.Технология проблемного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Технология проблемного обучения помогает развить в ребенке самостоятельность, любознательность, активность, творческие способности. Ребенок раннего возраста активно познает и исследует окружающий его мир. Он задает взрослым огромное множество вопросов, ищет на них ответы, пытаясь построить свою картину внешнего мира. В игре ребенок непроизвольно экспериментирует, пытается выстроить для себя причинно-следственные связи. Проявляя свою любознательность и познавательную активность, ребенок сам может увидеть, что какие-то предметы тонут, а какие-то – плавают, что воздушный шарик летает и опускается вниз медленно, а брошенная машинка падает на пол быстро. У ребенка раннего возраста возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. И задача педагога использовать и развивать в образовательном процессе эту особенность, искусственно создавать интересные для ребенка проблемные ситуации и вместе искать ответы на многочисленные «почему», «зачем» и «как».
3.Технология проектного обучения. В работе с детьми раннего возраста актуальным является применение технологии проектного обучения Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности. Цель проектного обучения: совместный поиск вопросов, проблем и работа над поиском их решения, то есть ребенок задает вопрос и в результате совместной со взрослым деятельности находит на него ответ. При целенаправленном развитии умственных способностей ребенка, важно учить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. При реализации проекта, перед детьми ставятся различные проблемные жизненные ситуации, при решении которых, ребенок действует интуитивно, с помощью уже сформированных привычек и умений, через использование новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы решить поставленную практической задачу. Современное общество ставит перед образованием (в том числе и дошкольным) воспитание самостоятельных, оригинально мыслящих, творческих, умеющих принимать смелые не всегда стандартные решения детей (людей). Вышеперечисленные качества в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи планирования и проведения системы разнообразных игр, занятий и творческих мероприятий, объединенных между собой и включенных в проект. Ведь воспитывая, обучая и развивая ребенка гораздо важнее научить его ставить собственные задачи и искать пути решения этой задачи, а не икать ответы на вопросы, которые ребенку могут быть совсем не интересны. В раннем возрасте дети – «почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов в работе с детьми раннего возраста.
4.Технология игрового обучения. Технология игрового обучения представляет собой группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Целью игровой технологии является развитие личности ребенка и его способностей. Через правильно организованную игру педагог может решить любую образовательную задачу. Игры учат ребенка наблюдать, замечать отдельные признаки предметов и явлений, сравнивать, формируют умение общаться со сверстниками. В игре также происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Использование игры в качестве средства развития и воспитания дает ребенку возможность быть заинтересованным и активным участником образовательного процесса, а не механически выполнять то, что скажет педагог. В процессе организации игры возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу, в отличие от пассивного слушания и чтения. В процессе игры даже ребёнок с пассивной познавательной позицией будет активным участником. В игре, в отличие от других форм образовательной деятельности, ребенок не боится ошибиться, сделать что-то не так. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии также должны активно применяться в работе с детьми раннего возраста. Применяя в своей практике здоровьесберегающие технологии, необходимо помнить о поставленных задачах суть которых заключается в достижении положительного результата в укреплении здоровья детей, в сохранении физического и психического здоровья детей, в создании обстановки доброжелательности и оптимальных условий для развития детей раннего возраста. В рамках здоровьесберегающей технологии – кинезиологические упражнения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, развивать физические и психофизиологические качества, способствует расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка. Примеры таких упражнений: массаж ушных раковин, движения руками и ногами, качание головой, симметричный рисунок, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и др. Дети раннего возраста эмоционально реагируют и с удовольствием повторяют движения за педагогом под песенку «Испеки нам колобок, бабушка Маруся»
6. Технология ТРИЗ -это теория решения изобретательных задач. Рассмотрим на примере метода «Морфологического анализа», который активно используют в образовательной деятельности, в обучающих игровых ситуациях, в совместной с воспитателем деятельности. Признаки объекта или предмета располагают на горизонтально расположенной «волшебной» дорожке. На вертикально расположенной дорожке - размещают предметы или объекты природного, рукотворного или сказочного мира. Для детей младшего возраста применяем один вертикальный показатель. Например, машина. Детям необходимо выполнить творческое задание – машинку делать красивой, отправляем ее катится по «волшебной» дорожке. Машинка едет по дорожке и окрашивается в разные цвета. Это помогает обобщить и уточнить знания об основных цветах и оттенках, развивает фантазию.
7Личностно-ориентированные технологии.
Это система приемов и методов, основанных на учете индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Технология рассматривает ребенка как полноправного и активного участника воспитательно-образовательного процесса. Цель данной технологии – максимально развить индивидуальных познавательных способностей ребенка, используя имеющийся у него жизненный опыт. При использовании данной технологии обеспечивается индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого ребенка; бесконфликтные, комфортные и безопасные условия развития каждого ребёнка как личности, а также развитие межличностных уважительных отношений «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». Все это реализуется во всех направлениях образовательной деятельности: это организация и развивающей предметно-пространственной среды, в совместной с воспитателем деятельности, в подвижных играх, в непосредственной образовательной деятельности, а также обучающих игровых ситуациях.
В рамках данной технологии в современной педагогической практике, помимо других, используются следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста, хэппенинг, куклотерапия, мнемотехника, ковролининг, ТРИЗ-технологии. Рассмотрим наиболее подробно вышеуказанные методы с позиции их применения в сенсорном развитии детей раннего возраста. Хэппенинг –одна из форм современного искусства, включающая в себя импровизацию и не имеющая чёткого сценария. Заранее неизвестно, какое получится изображение, но всегда успешен результат, благодаря этому поддерживается интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками разными способами: кончиками пальцев ставим точки, проводим линии, прикладываем пальчики. Например: 1 - 2 пальчика - получаем звёздочки, деревья, собираем пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки, кулачком - со стороны большого пальца - розы, улитки, ракушки, прикладываем полураскрытый кулачок - радуга, бананы; ладошки – солнышко, бабочка, цветочек, рыбки; ногами можно нарисовать – снеговика, жука.
Освоив живопись пальцами, дети начинают рисовать ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По- разному прикладывая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно осуществить любые задумки. Увидеть в рисунке осьминога, дорисовав ему глаза и рот, можно с помощью ладошки, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз. С помощью отпечатков ладошек, расположив их кругу, дети изображают солнышко и цветок, дорисовав при этом сердцевину.
В раннем возрасте можно также использовать такой вид хэппенинга, как рисование на подносе с помощью манной крупы. Проводя пальцем по манке, можно изображать как различные геометрические фигуры, так и объекты, предметы (солнышко, цветок и т. д.) Цели и задачи, которые решаются с помощью хэппенинга: развитие мелкой моторики(что способствует развитию речи), развитие тактильной чувствительности( новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям ), осознание ребёнком собственного тела, развитие творческих способностей, развитие ловкости пальцев и кистей рук, развитие представлений о цвете, умение чувствовать границы, развитие воображения и образного мышления.
Сенсорная коробка- это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, стимулирующее развитие познавательных процессов, способствует развитию сенсорного опыта и мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию ее развития.
Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией. Основой для подобной коробки может стать: большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи, таз для белья, картонные коробки, поднос. В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох. Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт. Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки. Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать. Куклотерапия. Кукла для ребенка партнер по общению во всех его проявлениях. Метод куклотерапии основан на идентификации ребенка с игрушкой. Он базируется на трех основных понятиях: игра, кукла, кукольный театр. В раннем возрасте роль куклы заключается в замене реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. В куклотерапии используются все виды кукол: куклы марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные, веревочные, объемные, тканевые. Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических процессов и обучающую.
Широко используется ковролининг. Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы: -формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; -обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия. В индивидуальной работе с детьми мы используем уникальное средство для развития речи у детей - Су-Джок терапия. Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга. Для маленьких воспитанников используются самые простые формы работы с Су-Джок. Пальчиковые упражнения и движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой, рассказыванием сказок. Таким образом, представленная часть инновационных технологий, которые вызывают наибольший интерес у педагогов детских садов при организации взаимодействия с детьми раннего возраста, помогают в организации воспитательно- образовательного процесса, в частности в работе по развитию сенсорных способностей, создавая благоприятные условия для развития малышей. Применение инновационных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным, личностноориентированным. Ведь в процессе воспитания и развития ребенка важно не только то, ЧЕМУ научить, но и то, КАК это сделать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sensorika_v_rannem_vozraste.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста. В этом возрасте одной из важнейших задач является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Период младшего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента: формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно.
На первом году жизни основная задача сенсорного развития состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. И так особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, упражнения по сенсорному воспитанию.
Актуальность внедрения инновационных технологий в развитие детей. Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи в разных образовательных областях. Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются. В связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании, современное общество нуждается в педагоге-исследователе, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационном процессе ДОУ. Введение инноваций в образовательный процесс следует начинать с раннего возраста, так как воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях
Виды инновационных технологий в сенсорном развитии детей.
К числу современных образовательных технологий относятся:
1.Технология информационного обучения. Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) – это технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. Средства ИКТ в современном детском саду: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня невозможно обойтись без ИКТ. В свободной самостоятельной деятельности – это просмотр мультфильмов, сказок, песен, драматизаций. В организованной образовательной деятельности – это подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала. У компьютера много преимуществ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребёнка. Все выше перечисленное является стимулом познавательной активности детей. Разнообразные ресурсы ИКТ помогают обеспечить и наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, а также формированию наглядно-образного мышления, что особенно важно для детей раннего возраста. Простые презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, можно использовать вместо разнообразных дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности. Интерактивные презентации, подготовленные педагогом, с использованием видеороликов, спецэффектов, в отличие от стандартных (привычных) картинок, более привлекательны для детей и в свою очередь проводимое занятие с использованием ИКТ становится более увлекательным и продуктивным. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить с помощью анимации.
2.Технология проблемного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Технология проблемного обучения помогает развить в ребенке самостоятельность, любознательность, активность, творческие способности. Ребенок раннего возраста активно познает и исследует окружающий его мир. Он задает взрослым огромное множество вопросов, ищет на них ответы, пытаясь построить свою картину внешнего мира. В игре ребенок непроизвольно экспериментирует, пытается выстроить для себя причинно-следственные связи. Проявляя свою любознательность и познавательную активность, ребенок сам может увидеть, что какие-то предметы тонут, а какие-то – плавают, что воздушный шарик летает и опускается вниз медленно, а брошенная машинка падает на пол быстро. У ребенка раннего возраста возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. И задача педагога использовать и развивать в образовательном процессе эту особенность, искусственно создавать интересные для ребенка проблемные ситуации и вместе искать ответы на многочисленные «почему», «зачем» и «как».
3.Технология проектного обучения. В работе с детьми раннего возраста актуальным является применение технологии проектного обучения Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности. Цель проектного обучения: совместный поиск вопросов, проблем и работа над поиском их решения, то есть ребенок задает вопрос и в результате совместной со взрослым деятельности находит на него ответ. При целенаправленном развитии умственных способностей ребенка, важно учить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. При реализации проекта, перед детьми ставятся различные проблемные жизненные ситуации, при решении которых, ребенок действует интуитивно, с помощью уже сформированных привычек и умений, через использование новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы решить поставленную практической задачу. Современное общество ставит перед образованием (в том числе и дошкольным) воспитание самостоятельных, оригинально мыслящих, творческих, умеющих принимать смелые не всегда стандартные решения детей (людей). Вышеперечисленные качества в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи планирования и проведения системы разнообразных игр, занятий и творческих мероприятий, объединенных между собой и включенных в проект. Ведь воспитывая, обучая и развивая ребенка гораздо важнее научить его ставить собственные задачи и искать пути решения этой задачи, а не икать ответы на вопросы, которые ребенку могут быть совсем не интересны. В раннем возрасте дети – «почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов в работе с детьми раннего возраста.
4.Технология игрового обучения. Технология игрового обучения представляет собой группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Целью игровой технологии является развитие личности ребенка и его способностей. Через правильно организованную игру педагог может решить любую образовательную задачу. Игры учат ребенка наблюдать, замечать отдельные признаки предметов и явлений, сравнивать, формируют умение общаться со сверстниками. В игре также происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Использование игры в качестве средства развития и воспитания дает ребенку возможность быть заинтересованным и активным участником образовательного процесса, а не механически выполнять то, что скажет педагог. В процессе организации игры возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу, в отличие от пассивного слушания и чтения. В процессе игры даже ребёнок с пассивной познавательной позицией будет активным участником. В игре, в отличие от других форм образовательной деятельности, ребенок не боится ошибиться, сделать что-то не так. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии также должны активно применяться в работе с детьми раннего возраста. Применяя в своей практике здоровьесберегающие технологии, необходимо помнить о поставленных задачах суть которых заключается в достижении положительного результата в укреплении здоровья детей, в сохранении физического и психического здоровья детей, в создании обстановки доброжелательности и оптимальных условий для развития детей раннего возраста. В рамках здоровьесберегающей технологии – кинезиологические упражнения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, развивать физические и психофизиологические качества, способствует расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка. Примеры таких упражнений: массаж ушных раковин, движения руками и ногами, качание головой, симметричный рисунок, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и др. Дети раннего возраста эмоционально реагируют и с удовольствием повторяют движения за педагогом под песенку «Испеки нам колобок, бабушка Маруся»
6. Технология ТРИЗ -это теория решения изобретательных задач. Рассмотрим на примере метода «Морфологического анализа», который активно используют в образовательной деятельности, в обучающих игровых ситуациях, в совместной с воспитателем деятельности. Признаки объекта или предмета располагают на горизонтально расположенной «волшебной» дорожке. На вертикально расположенной дорожке - размещают предметы или объекты природного, рукотворного или сказочного мира. Для детей младшего возраста применяем один вертикальный показатель. Например, машина. Детям необходимо выполнить творческое задание – машинку делать красивой, отправляем ее катится по «волшебной» дорожке. Машинка едет по дорожке и окрашивается в разные цвета. Это помогает обобщить и уточнить знания об основных цветах и оттенках, развивает фантазию.
7Личностно-ориентированные технологии.
Это система приемов и методов, основанных на учете индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Технология рассматривает ребенка как полноправного и активного участника воспитательно-образовательного процесса. Цель данной технологии – максимально развить индивидуальных познавательных способностей ребенка, используя имеющийся у него жизненный опыт. При использовании данной технологии обеспечивается индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого ребенка; бесконфликтные, комфортные и безопасные условия развития каждого ребёнка как личности, а также развитие межличностных уважительных отношений «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». Все это реализуется во всех направлениях образовательной деятельности: это организация и развивающей предметно-пространственной среды, в совместной с воспитателем деятельности, в подвижных играх, в непосредственной образовательной деятельности, а также обучающих игровых ситуациях.
В рамках данной технологии в современной педагогической практике, помимо других, используются следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста, хэппенинг, куклотерапия, мнемотехника, ковролининг, ТРИЗ-технологии. Рассмотрим наиболее подробно вышеуказанные методы с позиции их применения в сенсорном развитии детей раннего возраста. Хэппенинг –одна из форм современного искусства, включающая в себя импровизацию и не имеющая чёткого сценария. Заранее неизвестно, какое получится изображение, но всегда успешен результат, благодаря этому поддерживается интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками разными способами: кончиками пальцев ставим точки, проводим линии, прикладываем пальчики. Например: 1 - 2 пальчика - получаем звёздочки, деревья, собираем пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки, кулачком - со стороны большого пальца - розы, улитки, ракушки, прикладываем полураскрытый кулачок - радуга, бананы; ладошки – солнышко, бабочка, цветочек, рыбки; ногами можно нарисовать – снеговика, жука.
Освоив живопись пальцами, дети начинают рисовать ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По- разному прикладывая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно осуществить любые задумки. Увидеть в рисунке осьминога, дорисовав ему глаза и рот, можно с помощью ладошки, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз. С помощью отпечатков ладошек, расположив их кругу, дети изображают солнышко и цветок, дорисовав при этом сердцевину.
В раннем возрасте можно также использовать такой вид хэппенинга, как рисование на подносе с помощью манной крупы. Проводя пальцем по манке, можно изображать как различные геометрические фигуры, так и объекты, предметы (солнышко, цветок и т. д.) Цели и задачи, которые решаются с помощью хэппенинга: развитие мелкой моторики(что способствует развитию речи), развитие тактильной чувствительности( новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям ), осознание ребёнком собственного тела, развитие творческих способностей, развитие ловкости пальцев и кистей рук, развитие представлений о цвете, умение чувствовать границы, развитие воображения и образного мышления.
Сенсорная коробка- это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, стимулирующее развитие познавательных процессов, способствует развитию сенсорного опыта и мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию ее развития.
Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией. Основой для подобной коробки может стать: большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи, таз для белья, картонные коробки, поднос. В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох. Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт. Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки. Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать. Куклотерапия. Кукла для ребенка партнер по общению во всех его проявлениях. Метод куклотерапии основан на идентификации ребенка с игрушкой. Он базируется на трех основных понятиях: игра, кукла, кукольный театр. В раннем возрасте роль куклы заключается в замене реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. В куклотерапии используются все виды кукол: куклы марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные, веревочные, объемные, тканевые. Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических процессов и обучающую.
Широко используется ковролининг. Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы: -формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; -обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия. В индивидуальной работе с детьми мы используем уникальное средство для развития речи у детей - Су-Джок терапия. Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга. Для маленьких воспитанников используются самые простые формы работы с Су-Джок. Пальчиковые упражнения и движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой, рассказыванием сказок. Таким образом, представленная часть инновационных технологий, которые вызывают наибольший интерес у педагогов детских садов при организации взаимодействия с детьми раннего возраста, помогают в организации воспитательно- образовательного процесса, в частности в работе по развитию сенсорных способностей, создавая благоприятные условия для развития малышей. Применение инновационных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным, личностноориентированным. Ведь в процессе воспитания и развития ребенка важно не только то, ЧЕМУ научить, но и то, КАК это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких технологий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможност...
Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».
Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...
Инновационный проект в первой младшей группе "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Работа с родителями и детьми по развитию сенсорных способностей детей....
"Инновационные технологии в развитии детей раннего возраста"
Введение инноваций и альтернативных программ развития ребёнка раннего возраста....
Внедрение технологии “Сказочные лабиринты игры”В.Воскобовича как аспект инновационной деятельности в развитии детей раннего возраста
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений...
Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».
Проект по сенсорному развитию«Современные метод...
Протокол заседания районного методического объединения СППС ДОУ Берёзовского района по теме "Инновационные технологии сенсорного развития детей дошкольного возраста" №1 от 30.11.2023 года
РМО проходило в форме практико-ориентированного семинара....