Проект "Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр".
проект
Проект
Тема:
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bulgaru_a.i._1.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема:
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Автор проекта:
Булгару А.И.
Темапроекта:Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевые игры
Вид проекта:познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатели, дети 6-7 лет, родители.
Продолжительность проекта:долгосрочный
Сроки реализации проекта: в течение года
Этапы проекта:
1 Этап. Целеполагание
В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми по вопросу развития форм общения и речевого общения с целью формирования социализации детей. Так как содержательное общение старшего дошкольника со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Иградля детей дошкольного возраста – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постоянном переходе в работу. Эта мысль принадлежит А. Макаренко замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. Речевое общение предполагает не только умение правильно выразительно и точно говорить но и умение слушать партнёра и извлекать туинформациюкоторую вложил в свою речь говорящий.Общение дошкольников со сверстниками разворачивается главным образом в процессе игры. Играя, вместе дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка отстаивать свою точку зрения строить и реализовывать совместные планы.Сюжетно-ролевая игра-это деятельность доставляющая удовольствие ребенку. Опыт социальных и межличностных отношений, которые ребенок моделирует в игре, приобретается в общении со сверстниками и взрослыми. Исходя из этого для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников очень важно организовывать индивидуальное общение ребенка со взрослым, общение детей со сверстниками, общение в группе. Именно в игровой деятельности, развиваются все формы общения детей со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта: способствовать формированию форм общения детей посредством развития сюжетно-ролевых игр.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития игровых навыков детей.
2. Разработать систему мероприятий, по развитию общения посредством сюжетно-
ролевых игр.
3. Способствовать развитию дружеских взаимоотношений в коллективе сверстников через партнерские взаимоотношения детей в игровой деятельн
4 Повышать педагогической компетенции родителей по проблеме
игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
5. Определить эффективность проведенной работы
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников разнообразных форм сотрудничества.
- Проявление интереса детей к содержательному общению со сверстниками и взрослыми.
- Сформированность основных новообразований старших дошкольников: воображение и иерархия мотивов. Данные новообразования приводят к успешной социализации дошкольников в окружающем мире и успешной готовности к школьному обучению.
2 этап. Подготовительный. На данном этапе проводилась работа по мотивированию участников: детей и родителей к реализации проекта и определению содержания работы в основном этапе проекта. Проводились встречи с родителями на темы: « Воспитание дружеских отношений в игре, «Развитие у ребёнка уверенности в себе через игру» и др.
На данном этапе проводилась работа обогащению и подготовке пространственной предметно-развивающей среды: подбирались атрибуты, оборудование, планировалась работа по обогащению необходимого инвентаря, игровых материалов, необходимых для организации сюжетно - ролевых игр с детьми с привлечением детей и родителей, непосредственное проведение сюжетно-ролевых игр согласно тематическому плану. Для родителей были разработаны рекомендации ,памятки по дальнейшему использованию сюжетно-ролевой игры в домашних условиях.
Были изготовлены атрибутык играм: макет «Банкомат» , «Штурвал , якорь , бинокль», «Выставка видов тканей». Подобран иллюстративный материал по профессиям :космонавт, учитель ,строитель,швея, закройщик, модельер, пожарный, изготовили альбом с разными видами транспорта. Изготовлены дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто чем занимается», Назови инструмент»«Что кому пригодится» «Знаю все профессии»., Подобран материал для чтения: рассказы ,стихи, загадки , пословицы, тексты для разыгрывания разных ситуациях.
3 этап. Основной.На данном этапе проводилась работа по блокам:школа, детский сад, поликлиника, служба спасения, моряки. космонавты, ателье.
Каждый блок представлял из себя мини-проект. В каждом мини-проекте использовались разные виды деятельности: рисование, ручной труд, чтение, экскурсии, экспериментальная деятельность и др. Развитие общения происходило с развитием игровых навыков. Например, играя в школу ребенок, который брал на себя роль учителя, старался передавать не только интонацию, но и привилегированное положение над своими учениками. В этой игре особенно сложно удавалось детям преодолеть чувства, испытываемые учеником перед учителем, а учителю не показаться глупее других. Чтобы суметь передать такие взаимоотношения дети ходили на экскурсию в школу. Затем проводились игры «Что нужно для ученика», «Что лишнее» и др. Вместе с детьми создали альбом «Школьные принадлежности». Для расширения знаний детей о школепровели игру КВН-загадки и пословицы о школе. Читая, художественную литературу о школе развивали интерес к обучению в школе, к школьной жизни, воспитывали уважение к труду педагога.
В игре«Спасатели» Организовали встречу с родителемШадт Кристине, где он раскрыл детям сущность профессии пожарного. Формировали представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
-Рассматривали иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составили по ним рассказы. Провели дидактическую игру «Доскажи словечко».
Рисовали рисунки на тему «Огонь-мой друг, Огонь –мой враг». Развивали умение отражать профессиональную деятельностьМЧС. Дети научились обговаривать план игры, самостоятельно распределять роли между собой, соблюдая правилапри пожаре или в других трудных ситуациях. Воспитывали желание взаимопомощи. Развивали ролевое общение.
Для развития интереса к игре Космонавты» рассмотрели набор открыток и иллюстрации о космосе ,фотографии Ю.А.Гагарина, Валентины Терешковой рассматривали иллюстрации конструкцию космических кораблей.Рассматривали презентацию о космосе по ИКТ). Чтение: С.Баруздин «Первый человек в космосе»Рассказ воспитателя какими качествами должен обладать космонавт.Создали альбом «Звёздное небо» изготовили пульт управления космического корабля. Дети изучали карту звёздного небо, наблюдали за звёздами и планетами. Рисовали разные ракеты.В процессе игры дети научились считаться с интересами других детей. Воспитывали вежливое обращение друг к другу.
Игра «Ателье». Рассматривали иллюстрации «Журнал мод».Изготовили выставки видов тканей. Подобрали иллюстративный материал, знакомили детей с профессиями: закройщик, модельер, швея, заказчик.Чтение художественной литературы: В.Баруздина «Мамина работа». Раскрашивали платья разных моделей. Проводилась дидактическая игра «Одень куклу».Создали альбом «Модели одежды».Дети самостоятельно моделировали предметно- игровую среду. В процессе игры дети отражали взаимоотношение людей, эмоционально передавая их внутреннее состояние,придумывали разнообразные сюжеты. Развивали диалогическое общение. Воспитали организаторские способности, положительные качества.
«Моряки».
Провели беседу о порте с использованием иллюстративного материала.
Чтение отрывков из книги Ф.Лева «Мы плывем на самоходке».
Заучивали стихотворение «В реке купались облака».В процессе игры воспитывали культуру, выдержку, умение общаться по поводу роли.
По аналогии строилась работа по каждому блоку. Для расширения знаний детей о профессиях были организованы встречи родителей с детьми. Где они познакомили детей со своими профессиями: пожарный, медсестра, продавец. Дали понять детям, что все профессии важны и нужны. Относиться ко всем людям разной профессии с уважением.
4 этап. Презентация.
На данном этапе проводился анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры формирования культуры общения у дошкольников. Подведение итогов работы по использованию сюжетно-ролевой игры проводилось в форме деловой игры с родителями Родителям было предложено разделиться на две команды и представить друг другу фрагмент развития сюжетной ролевой игры по выбору. Родители с удовольствием приняли участие. Выбрали игры «Швейное ателье» и «Парикмахерская» В конце были представлены слайды. Где дети обыгрывают разные сюжетные ролевые игры. Родители пришли к выводу : дети хорошо играют и в процесе игры очень вежливы друг другу и обходительны. Очень хорошо передают действия взрослых в тех или иных ситуациях .Для себя родители отметили: что в дошкольном возрасте на самом деле стоит уделить больше внимание развитию общению через сюжетных ролевых игр нежели обучению к чтению и письму.
5. этап Заключительный.
Для подведения итогов провели наблюдение за детьми во время игр.
В процессе повседневного общения со сверстниками отметили: дети научились делиться своими впечатлениями, ощущениями, познаниями.Эта работа способствовало тому, что дети стали лучше играть. Научились вести диалог друг с другом, уступать друг другу в игре, считаться с мнениями других детей обращаться друг другу вежливо, между детей улучшились взаимоотношения. В процессе игры дети научились передавать действия и чувства изображаемого героя. Дети не играют молча,даже когда играют одни. Они разговаривают с игрушкой, ведут диалог с воображаемым участником игры, говорят за маму, за врача и больного и т.д.. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры.
игровой деятельности педагога с детьми; повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, детскую активность, стремление действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, де действовать согласованно с другими детьми и взрослыми;
сформировать умения творческой деятельности
Организация игры в старшей и подготовительной группах
Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?
Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...
Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"
Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора"
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского фольклора"...
Проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста который позв...
Педагогический проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Влияние игры на развитие личности...
Практико-ориентированный проект "Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством певческойдеятельности"
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей....
ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения...