Предметно-пространственная среда группы ДОУ в соответствии с ОП ДОО, требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
учебно-методический материал (старшая группа)
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, это оптимальное включение ребенка в создание среды группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govoryashchaya_sreda.doc | 38 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf | 963.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Говорящая» среда как инструмент индивидуализации
и организации самостоятельной деятельности детей»
( из опыта работы)
Педагог Рашева О.Н.
Ноябрь 2023 г.
1 слайд.
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, это оптимальное включение ребенка в создание среды группы.
2 слайд. Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Мы должны доверять ребёнку, не нужно думать, что без нас взрослых, ребёнок не может себя развивать, для эффективного развития ребенка требуются определенные социальные условия жизни и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, направленные на становление игры и формирование у детей мотивов обучения.
Опыт работы.
3 слайд.
Определены три группы элементов «говорящей» среды, а также продуман примерный перечень содержащихся в них продуктов деятельности педагога и детей.
Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в среде значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого.
Важно обогащение «говорящей» среды продуктами совместной деятельности, созданных в условиях детского сада. семьи.
4,5,6 слайд
- день животных. Азбука .
- тема недели – осень. Что нужно сделать чтобы быть здоровым.
-финансовая грамотность.
Использование интелектуальных карт основываясь на знания детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление
( карта - Деньги) являются так же карточками-напоминаниями для проверки своих знаний, созданных руками детей.
Как видно из вышесказанного, первая группа краткосрочных элементов «говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской деятельности. У педагогов, трепетно относящихся к результатам совместного с детьми труда, объективно возникает вопрос – куда их девать после завершения темы недели или проекта? Вариантов на самом деле много – подарить родителям, близким родственникам или детям младших групп, сохранить в портфолио и т. д. Мы, например, сохраняем интеллект-карты до следующего года и достаем, когда начинается соответствующая неделя. Дети с интересом начинают ее рассматривать, вспоминать, обсуждать и дополнять новыми сведениями, ведь запас их знаний за год увеличился, а потом сравнить – что мы знали год назад и что мы знаем теперь. «Обнуленная» таким образом среда с началом новой недели, проекта или значимого события вновь становится «говорящей», а дети-практики вновь начинают осваивать окружающий мир в самом тесном контакте с предметами и объектами ближайшего и удалённого окружения.
8 слайд.
Вторая группа элементов, это материалы, находящиеся в среде длительное время и превращающие образовательное пространство в инструмент развития и обучения.
К ним относятся: схемы-последовательности и картинки-напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, схемы-последовательности, правила поведения, определение своего эмоционального состояния,
Результаты детской исследовательской деятельности, зафиксированные в Дневниках наблюдений, также становятся своеобразными обучающими карточками. ВОДА
Отдельное место в среде групп занимают модели и макеты. В большей части макеты создаются в совместной деятельности педагога и детей, но основной акцент делается на участие детей в их создании. Детям предлагаются на выбор картинки задника, шаблоны для изготовления фигур, материалы для их раскраски, таблички для заполнения ключевых слов (на примере макета «Арктика» это: северное сияние, ледокол, чум, айсберг, нарты, упряжка и т.п. Отдельные макеты создаются в интерактивной форме, когда дети «собирают» детали макета в определенной последовательности, например, последовательностью круговорота воды в природе. Тематика макетов зависит не только от обсуждаемых исследовательских проектов, сезона, но и от индивидуального, личного интереса ребенка. Продукты совместной творческой продуктивной деятельности детей и педагогов часто используются в макетах.
При разработке параметров оценки «говорящей» среды важное место занимает присутствие элементов декора, созданных в процессе творческой детской деятельности, предметов обеспечения собственной игровой и театрализованной деятельности и т. д. Дети самостоятельно определяют, элементы дизайна среды по каждому времени года и сами оформляют группу.
9. слайд. Правила поведения.
10 слайд. Центр грамотности.
11.
Третья группа признаков, это визуализация элементов среды.
Центры активности также визуализированы не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей.
12.Картинки на шкафчиках и кроватях.
13.Центр меню.
14.Центр выбора.
15. Личная карточка ребенка.
Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития. Создание в группе постоянно пополняющей новыми материалами« говорящей среды» для детей влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, и
раскрытия творческих способностей детей, что оказывает большую роль в будущей жизни ребёнка, так же является инструментом индивидуализации
и организации самостоятельной деятельности детей.
Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности!
.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС
Задачи развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...
Самообразовательная работа на 2013-2015 уч.год по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
План самообразовательной работы на 2013-2015 уч.год по теме:«Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Презентация : "Изменения в предметно-пространственной развивающей среде группы "Пчелки" в соответствии с темой недели.
Для воспитателей...
Перспективный план на три года (2017 – 2020 уч год, возраст детей от 1года до 4 лет) по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности Подходящий уровню развития данной возрастной группы и индивидуальным способностям детей. Являются регулярно -...
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Консультация для педагогов...
- Мне нравится (1)