Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» С.Л.Новосёлова. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Цель воспитателя. Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемы. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, период обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Среда. Образовательная и предметно-пространственная, вторая является составной частью первой. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.
Требования ФГОС к развитию предметно-развивающей среде.
- Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды.
- Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединится подгруппами по общим интересам-конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании является материалы, активизирующие познавательную деятельность-развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор.
- Центр игры.
- Центр двигательной активности.
- Центр конструирования.
- Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Спокойный сектор.
- Центр книг.
- Центр отдыха.
- Центр природы.
Рабочий сектор.
Рабочий сектор занимает 25 процентов всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним;
- Центр познавательной и исследовательской деятельности.
- Центр продуктивной и творческой деятельности.
- Цент правильной речи и моторики.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить-
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное- она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразовательная работа на 2013-2015 уч.год по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
План самообразовательной работы на 2013-2015 уч.год по теме:«Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Презентация семинара-практикума для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда - своими руками в соответствии с требованиями ФГОС ДО" в аспекте современных технологий
Используемый прием Д.Родари позволяет педагогам самостоятельно погрузиться в теоретическую часть семинара и дать определение понятию среда, понять какое место она занимает в жизни каждого ребенка. Поэ...
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...
Новые идеи по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Учитывая требования ФГОС ДО, проблема развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день является наиболее актуальной и острой. Связано это с недостаточным финансированием, нежеланием по...
Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...
Перспективный план на три года (2017 – 2020 уч год, возраст детей от 1года до 4 лет) по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности Подходящий уровню развития данной возрастной группы и индивидуальным способностям детей. Являются регулярно -...
Участие в РМО "Предметно- развивающая среда детского сада в соответствии с требованиями ФГОС"
Предметно- развивающая среда детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией ...