Конспект НОД Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Удивительные камни»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_kamney.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Удивительные камни»
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи: - развивать познавательную активность детей в ходе экспериментальной деятельности.
- развивать умение сравнивать и делать выводы.
- поощрять в выдвижении гипотез и предположений.
- закреплять навыки работы с увеличительными приборами.
- вызвать радость от проделанной работы.
Материал: картины гор; фото хозяйки медной горы; сундук с морскими и речными камнями; сундук с ценными камнями (бирюза, малахит, жемчуг, лунный камень, рубин), бумага А3, фломастеры; предметы для опытов и экспериментов: весы, камни, губка, прозрачная банка с чистой водой, 2 пластмассовые тарелки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!
2. Приветствие.
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята послушайте загадку?
3.Загадка про камни.
Посмотри, какой малыш –
Круглый гладенький голыш!
На щеках румянец,
На макушке глянец,
Подпоясан пояском,
На меня глядит глазком!
Ну а море, чуть дыша,
Нежно гладит малыша!
Дети:- Это камень.
Воспитатель: - Правильно это камень.
4. Беседа о камнях.
Воспитатель: - Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них.
- Скажите, а где живут камни?
Дети: Ответы детей: (В море, в речке, в горах)
Воспитатель: - Больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.
- А в группе мы можем увидеть где-то горы?
Дети: - На карте, на глобусе (рассматривание глобуса, фотографий гор) -
Воспитатель: - Правильно. Давайте рассмотрим глобус и фотографии гор.
- Почему глобус раскрашен разными цветами?
Дети: - Ответы как они думают. (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы). -
Воспитатель: - По легендам в горах есть своя хозяйка. Она живет в горах, охраняет горы и бережет богатства гор.
5. Письмо от Хозяйки Медной горы и (сундук с морскими и речными камнями)
Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. Я прислала вам сундук с камнями, сможете ли вы их определить какие они морские или речные и назвать мне самые главные свойства камней?
Воспитатель: - Конечно, мы можем, Хозяйка медной горы. Ну что, ребята, вы готовы показать Хозяйке Медной горы что мы знаем свойства камней? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы будете исследователями.
- Но, чтобы доказать Хозяйки медной горы что мы умеем различать свойство камней мы напишем ей письмо и нарисуем схему.
6. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
- Итак, исследовать мы с вами будем камни.
- Скажите мне, а камни это живая или не живая природа? Ответы детей.
- А камни перед вами разные? - речные и морские. Потрогайте камни на ощупь, какие они?
- Почему они такие?
-Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные - на другой. А чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся гладкими). А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? В реке нет волн, реки текут спокойно. А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями и предметами, будем их сравнивать.
7. Экспериментальная часть
Первыми будут работать ваши глаза.
Опыт №1.Определение цвета и формы.
Вывод: камни по цвету и форме отличаются.
Опыт №2.Определение размера.
Вывод: камни могут быть разного размера.
Опыт №3.Определение характера поверхности камня.
Для этого нам понадобится чувствительность наших пальчиков. Нужно погладить камни и определить самый гладкий и самый шершавый из камней.
Вывод: камни бывают гладким и шершавыми.
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы ещё лучше увидеть поверхность и рисунок камня, нужно воспользоваться лупой.
Вывод: поверхность камня неровная и с рисунком.
Опыт №5.Измерение веса камней.
Предложить детям самим побыть весами и найти самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод:камни бывают разные по весу.
8.Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)
В ходе экспериментальной деятельности дети на доске записывают и зарисовывают, какие свойства они вместе с воспитателем выявили.
Опыт №6. Плавучесть камней.
Дети берут банку с водой и аккуратно кладут туда камень. Наблюдают, попутно определяют, что цвет камня меняется при погружении в воду. И по воде идут круги.
Вывод: камни тонут в воде,потому что они плотные и тяжёлые.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите на доску, у нас получилось письмо со свойствами камней.
Дети делают выводы по рисункам.
9. Итог: Вопросы детям:
- Камни, какие бывают? (большие, маленькие, разноцветные, тяжелые, тонущие, с рисунками, гладкие, шершавые…)
- Камень можно смять, как бумагу. (Нет)
- Камень тонет в воде. (Да)
- Камень прозрачный, как стекло. (Нет)
- Камень лёгкий, как вата. (Нет)
- Камень легко разбить, как стекло. (Нет)
- Камень можно растянуть, как резинку. (Нет)
- Из камня можно лепить, как из пластилина. (Нет)
- Поверхность морского камня гладкая, а речного камня - шершавая. (Да)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».
МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительное рядом»
Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...
Конспект НОД познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительные камни» с использованием ИКТ
Конспект НОД "Удивительные камни"...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...