Рекомендации по проведению зрительной гимнастики в разных возрастных группах
материал по коррекционной педагогике
Одной из ключевых задач педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения, является охрана и развитие зрения и зрительных функций. Проведение зрительной гимнастики является важным этапом каждого образовательного занятия с детьми с нарушением зрения и может реализовывать разные задачи: снятие зрительного напряжения, предупреждение утомления, развитие глазодвигательных мышц и др.
Знание динамики развития системы регуляции прослеживающих движений глаз позволяет подобрать зрительную гимнастику, которая наиболее точно отвечает запросам и вместе с тем возможностям детей той или иной возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu_zritelnoy_gimnastiki_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению зрительной гимнастики
в разных возрастных группах
Зрение – это процесс восприятия свойств объектов и явлений окружающего мира, который реализуется с помощью зрительного анализатора. В ходе оценки состояния зрения, выявления трудностей зрительного восприятия учитывается развитость разных зрительных функций. В частности, при оценке развития зрения важную роль играет оценка развития системы регуляции прослеживающих движений глаз.
Важно отметить, что развитие системы регуляции прослеживающих движений глаз связано с развитием периферического зрения (которое определяется полем зрения [2]), одной из ключевых зрительных функций. Говоря о развитии системы регуляции прослеживающих движений глаз в онтогенезе, стоит отметить наличие следующей динамики: до конца первого года жизни — скачкообразное; от 1 до 3 лет — смешанное (скачкообразное и плавное); в возрасте 5 лет — плавное. У детей в возрасте от 1 до 5 лет развивается плавное прослеживание, позволяющее совершенствовать точность прослеживания [1]. Таким образом, с постепенным взрослением, созреванием зрительного анализатора развивается произвольность прослеживающих действий, происходит постепенная автоматизация процессов прослеживание.
Проведение зрительной гимнастики является важным этапом каждого образовательного занятия с детьми с нарушением зрения. Знание динамики развития системы регуляции прослеживающих движений глаз позволяет подобрать наиболее подходящую зрительную гимнастику для детей того или иного возраста.
Зрительная гимнастика с активизацией поисковой функции зрения | Зрительная гимнастика с активизацией функции прослеживания (в т.ч. с использованием стимулов, офтальмотренажёров) | |
Ранний возраст (1,5-3 года) | Поиск объектов заданного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий) | – |
Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Поиск объектов заданного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий, белый, чёрный), заданной формы (круг, квадрат, треугольник), по лексической теме | – |
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Поиск объектов заданного цвета (7 цветов радуги, коричневый, серый, белый, чёрный), заданной формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), по лексической теме | Прослеживание вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям. С использованием офтальмотренажёра и лазерной указки. С использованием стимула (игрушки, бумажной фигуры на палочке и т.п.) |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Поиск объектов заданного цвета (7 цветов радуги, коричневый, серый, белый, чёрный, сиреневый, розовый), заданной формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция), по лексической теме | Прослеживание вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям, по кругу, по линиям (зигзаг, волнистая). С использованием офтальмотренажёра и лазерной указки. С использованием стимула (игрушки, бумажной фигуры на палочке и т.п.) |
Прослеживание по контурам геометрических фигур с использованием лазерной указки. | ||
Гимнастики по словесной инструкции с дополнительным контролем собственной рукой: «Дети, поднимите правую руку. Положите руку на голову. Головой двигать нельзя. Посмотрите наверх, вниз, влево, вправо…» | ||
Старший дошкольный возраст (подготовительная группа) (6-7 лет) | Поиск объектов заданного цвета (7 цветов радуги, коричневый, серый, белый, чёрный, сиреневый, розовый), заданной формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб), по лексической теме | Прослеживание вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям, по кругу, по линиям (зигзаг, волнистая). С использованием офтальмотренажёра и лазерной указки. С использованием стимула (игрушки, бумажной фигуры на палочке и т.п.) |
Прослеживание по контурам геометрических фигур с использованием лазерной указки. | ||
Лабиринты, размещённые на стене. | ||
Гимнастики по словесной инструкции без дополнительного контроля собственной рукой. |
Начиная с раннего возраста приветствуется проведение релаксационных зрительных пауз, которые могут включать элементы пальминга:
- закрывание глаз со счётом (загадыванием загадок, прослушиванием и угадыванием звуков и др.);
- медленное открывание («Откройте глаза широко-широко, чтобы всё-всё увидеть…») и зажмуриванием («…а теперь закройте крепко-крепко»);
- быстрым морганием.
Кроме того, актуальны упражнения на аккомодацию:
- переведение взора с ближе расположенного стимула (метка на стекле, игрушка) на удалённый стимул;
- прокатывание мяча с прослеживанием за ним взором;
- броски и ловля мяча партнёру (а также в стену, в кольцо, в мишень и т.п.)
Список использованных источников
- Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.
- Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие [Электронный ресурс] – URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M3/file/4.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.
Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости ...
Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...
Особенности проведения артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа арт...
Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах
Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью укрепить, настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день...
«Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах»
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом...
Картотека зрительных гимнастик для разных возрастных групп..
Цель: Использование зрительной гимнастики в разных видах деятельности с детьми разных возрастных групп....
Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"...