Рекомендации по проведению зрительной гимнастики в разных возрастных группах
материал по коррекционной педагогике

Хинич Ксения Владимировна

Одной из ключевых задач педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения, является охрана и развитие зрения и зрительных функций. Проведение зрительной гимнастики является важным этапом каждого образовательного занятия с детьми с нарушением зрения и может реализовывать разные задачи: снятие зрительного напряжения, предупреждение утомления, развитие глазодвигательных мышц и др. 

Знание динамики развития системы регуляции прослеживающих движений глаз позволяет подобрать зрительную гимнастику, которая наиболее точно отвечает запросам и вместе с тем возможностям детей той или иной возрастной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики

в разных возрастных группах

Зрение – это процесс восприятия свойств объектов и явлений окружающего мира, который реализуется с помощью зрительного анализатора. В ходе оценки состояния зрения, выявления трудностей зрительного восприятия учитывается развитость разных зрительных функций. В частности, при оценке развития зрения важную роль играет оценка развития системы регуляции прослеживающих движений глаз.

Важно отметить, что развитие системы регуляции прослеживающих движений глаз связано с развитием периферического зрения (которое определяется полем зрения [2]), одной из ключевых зрительных функций. Говоря о развитии системы регуляции прослеживающих движений глаз в онтогенезе, стоит отметить наличие следующей динамики: до конца первого года жизни — скачкообразное; от 1 до 3 лет — смешанное (скачкообразное и плавное); в возрасте 5 лет — плавное. У детей в возрасте от 1 до 5 лет развивается плавное прослеживание, позволяющее совершенствовать точность прослеживания [1]. Таким образом, с постепенным взрослением, созреванием зрительного анализатора развивается произвольность прослеживающих действий, происходит постепенная автоматизация процессов прослеживание.

Проведение зрительной гимнастики является важным этапом каждого образовательного занятия с детьми с нарушением зрения. Знание динамики развития системы регуляции прослеживающих движений глаз позволяет подобрать наиболее подходящую зрительную гимнастику для детей того или иного возраста.

Зрительная гимнастика с активизацией поисковой функции зрения

Зрительная гимнастика с активизацией функции прослеживания (в т.ч. с использованием стимулов, офтальмотренажёров)

Ранний возраст

(1,5-3 года)

Поиск объектов заданного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Поиск объектов заданного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий, белый, чёрный), заданной формы (круг, квадрат, треугольник), по лексической теме

–  

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Поиск объектов заданного цвета (7 цветов радуги, коричневый, серый, белый, чёрный), заданной формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), по лексической теме

Прослеживание вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям.

С использованием офтальмотренажёра и лазерной указки.

С использованием стимула (игрушки, бумажной фигуры на палочке и т.п.)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Поиск объектов заданного цвета (7 цветов радуги, коричневый, серый, белый, чёрный, сиреневый, розовый), заданной формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция), по лексической теме

Прослеживание вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям, по кругу, по линиям (зигзаг, волнистая).

С использованием офтальмотренажёра и лазерной указки.

С использованием стимула (игрушки, бумажной фигуры на палочке и т.п.)

Прослеживание по контурам геометрических фигур с использованием лазерной указки.

Гимнастики по словесной инструкции с дополнительным контролем собственной рукой:

«Дети, поднимите правую руку. Положите руку на голову. Головой двигать нельзя. Посмотрите наверх, вниз, влево, вправо…»

Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)

(6-7 лет)

Поиск объектов заданного цвета (7 цветов радуги, коричневый, серый, белый, чёрный, сиреневый, розовый), заданной формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб), по лексической теме

Прослеживание вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям, по кругу, по линиям (зигзаг, волнистая).

С использованием офтальмотренажёра и лазерной указки.

С использованием стимула (игрушки, бумажной фигуры на палочке и т.п.)

Прослеживание по контурам геометрических фигур с использованием лазерной указки.

Лабиринты, размещённые на стене.

Гимнастики по словесной инструкции без дополнительного контроля собственной рукой.

Начиная с раннего возраста приветствуется проведение релаксационных зрительных пауз, которые могут включать элементы пальминга:

  • закрывание глаз со счётом (загадыванием загадок, прослушиванием и угадыванием звуков и др.);
  • медленное открывание («Откройте глаза широко-широко, чтобы всё-всё увидеть…») и зажмуриванием («…а теперь закройте крепко-крепко»);
  • быстрым морганием.

Кроме того, актуальны упражнения на аккомодацию:

  • переведение взора с ближе расположенного стимула (метка на стекле, игрушка) на удалённый стимул;
  • прокатывание мяча с прослеживанием за ним взором;
  • броски и ловля мяча партнёру (а также в стену, в кольцо, в мишень и т.п.)

Список использованных источников

  1. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.
  2. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие [Электронный ресурс] – URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M3/file/4.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Особенности проведения артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа арт...

Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью укрепить, настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день...

«Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах»

     Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом...

Картотека зрительных гимнастик для разных возрастных групп..

Цель: Использование зрительной гимнастики в разных видах деятельности с детьми разных возрастных групп....

Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"...