Развитие зрительной системы в онтогенезе
материал

Хинич Ксения Владимировна

Дети с нарушением зрения - это обширная неоднородная группа воспитанников, имеющая свои особые образовательные потребности (ООП). Аномальный фактор (термин Литвака А.Г.), который включает в себя тяжесть зрительного нарушения, время возникновения дефекта и др., определяет типологические ООП. Кроме того, в образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные запросы каждого ребёнка.

Несмотря на это, одной из центральных задач всех педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения, является охрана зрения и зрительных функций. Для того, чтобы педагог был успешен в решении данной задачи, необходимо понимать, как развивается зрительная система в ходе онтогенеза, какие периоды развития становятся синзитивными для тех или иных зрительных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelnoy_sistemy_v_ontogeneze.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительной системы в онтогенезе

Зрение – физиологический процесс восприятия ряда свойств объектов и предметов (величины, формы, цвета, взаимного расположения в пространстве, расстояния между двумя объектами) [3]. В данном ключе, зрение является синонимом понятия «зрительное восприятие», которое определяется как субъективный процесс отражения объективной реальности, представленной совокупностью свойств одного или нескольких объектов, воздействующих на органы чувств, в результате которого возникает целостный образ объекта [1]. Вместе с тем, в бытовом общественном сознании зачастую под зрением понимают физиологическую основу акта видения – сенсорную зрительную систему и, более того, её периферическую часть; говоря о зрении, оценивают состояние физиологической системы, её составляющей части.

Зрительная система является важнейшей из сенсорных систем, поскольку позволяет получить порядка 80% информации об окружающей действительности [3]. Кроме того, стоит отметить, что зрительная система обладает такой характеристикой как дистантность [1], что позволяет получить сенсорную информацию без непосредственного физического контакта с воспринимаемым объектом.

Зрительная система представлена тремя отделами [3]:

  • периферическим (рецепторы сетчатки, непосредственно воспринимающие информацию);
  • проводниковым (проводящие пути);
  • центральным (подкорковые и стволовые структуры, зрительная область затылочной доли коры больших полушарий головного мозга, выполняющие обработку информацию).

Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения [3]. В основе остроты зрения лежит разрешающая способность глаза, иначе говоря, способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними [2]. Острота зрения не является постоянной величиной: развивается в процессе онтогенеза, зависит от сформированности периферического отдела системы. В данном ключе формирование зрения завершается лишь к 12 годам, когда завершается формирование и рост глаза, однако острота зрения может достигать единицы и в более ранние сроки: достигается у 45-55% детей шестилетнего и семилетнего возраста, у 60 % девятилетних детей, у 80 % одиннадцатилетних. Наиболее характерным показателем остроты зрения для шести-семи лет является 0,9-1,0 [2]. Кроме того, острота зрения может меняться в течение одних суток, зависеть от характеристик среды (например, уровня освещённости, прозрачности воздушной среды и т.д.), а также длительности непрерывной зрительной работы, зрительной и общей работоспособности, утомлённости индивида [2].

Острота зрения является количественным показателем развития центрального зрения, которое, в свою очередь, представлено предметным и форменным зрением. Совершенствование форменного зрения, способности различать форму и величину предмета, простейшим проявлением которого является предметное зрение, связано с накоплением жизненного опыта: наибольшая активность, интенсивность развития данных образований приходится на этапы преддошкольного, дошкольного детства. Вместе с тем, в младшем школьном возрасте для развития форменного, центрального зрения всё большее значение играет стереоострота зрения, высшее проявление слитного бинокулярного зрения [2].

Развитие предметного зрения отражается не только в увеличении показателей остроты зрения, но также в повышении контрастной чувствительности — способности улавливать минимальные различия в освещенности двух соседних областей, а также дифференцировать их по яркости.

Параллельно развитию форменного зрения происходит становление цветоощущения, цветового зрения. В литературе отмечено, что к 4-5 годам жизни цветовое зрение у детей достаточно хорошо развито, однако его совершенствование продолжается и в дальнейшем [2].

Световая чувствительность — способность зрительной системы различать световые раздражители. Светоощущение является наиболее раннее развивающейся функцией зрительной системы: уже к концу первого полугодия жизни световая чувствительность соответствует 2/3 её уровня у взрослого человека. Световосприятие характеризуется не только порогом раздражения, светочувствительностью, порогом различения, но и скоростью световой адаптации к более яркому свету и темновой адаптацией – изменением световой чувствительности глаза при изменении освещённости. Исследователи отмечают, что максимального значения светочувствительность достигает к двадцатилетнему возрасту [2].

Периферическое зрение – функция, расширяющая возможности свободной ориентации в пространстве [3]. Определяется полем зрения, которое охватывается одновременно фиксированным глазом. В литературе отмечается, что период дошкольного и школьного детства характеризуется активным развитием поля зрения: если у старших дошкольников граница поля зрения примерно на 10° уже, чем у взрослых, то в период школьного возраста показатели данной характеристики достигают нормальных величин [2].

При оценке развития зрения важную роль играет оценка развития системы регуляции прослеживающих движений глаз. В результате развития периферического зрения происходит развитие системы прослеживания: с возраста 6 месяцев – 1 года прослеживание начинается при попадании сигнала в каждую точку поля зрения. Развивается произвольность прослеживающих действий, происходит постепенная автоматизация. Характер прослеживания изменяется с возрастом: до конца первого года жизни — скачкообразное; от 1 до 3 лет — смешанное (скачкообразное и плавное); в возрасте 5 лет — плавное. У детей в возрасте от 1 до 5 лет развивается плавное прослеживание, позволяющее совершенствовать точность прослеживания [2].

Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз – способность видеть двумя глазами одновременно, при этом воспринимая рассматриваемый объект как единое целое. Данная зрительная способность называется бинокулярным зрением; оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя. Выделяются критические моменты (моменты перестройки) в развитии бинокулярного зрения: в возрасте 6-8 недель, в 3-4 месяца, 5-6 месяцев, 1 год, 3-4 года, 5-6 лет; 8-12 лет. Полное формирование бинокулярного зрения завершается в период 15-16 лет [2, 3].

Также следует отметить и такую характеристику зрения как стереоскопичность. Данное свойство характеризуется процессом «слияния» двух отдельных плоских изображений, получаемых правым и левым глазом, в центральном отделе системы (корковом зрительном центре). Стереоскопичность активно формируется и развивается на первом году жизни [3].

Таким образом, мы видим, что развитие сенсорной зрительной системы, а также зрительных функций, составляющих процесс зрительного восприятия, собственно, зрения, не разворачивается исключительно в преддошкольный и дошкольный периоды. Значительная часть функций оказывается сформированной к началу школьного обучения, однако ключевые из них продолжают развиваться и совершенствоваться, выходят на уровень более высокой организации именно во время школьного возраста. Полное формирование зрительных возможностей завершается к возрасту 15-20 лет.

Также стоит отметить, что зрительная система проходит несколько критических моментов развития. Влияние ряда негативных факторов в период «перестроек», когда структуры системы оказываются наименее статичны, могут способствовать нарушению процесса развития зрительных возможностей.

Отказаться от активной поддержки развития зрительных функций в дошкольный период не представляется возможным, поскольку без наличия определённого уровня развития зрительного восприятия на этапе перехода в школу у индивида могут возникнуть сложности в дальнейшем обучении.

Особым образом тифлопедагогическое сопровождение актуально для детей с диагностированными зрительными нарушениями, у которых развитие зрения и зрительной системы уже идёт по ненормативному пути. Продиктованные этим особые образовательные потребности должны учитываться всеми специалистами и педагогами, которые принимают участие в образовательном процессе.

Список использованных источников

  1. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с. [Электронный ресурс] – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0497/index.shtml?from_page=172 
  2. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.
  3. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие [Электронный ресурс] – URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K3/M3/file/4.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия в системе работы по профилактике дисграфии.

Здесь приведены упражнения по развитию зрительного гнозиса, которые используют учителя-логопеды в дошкольном учреждении....

Какую роль играет телевизор в правильном развитии зрительной системы ребенка

 Просмотр телевизора играет большую роль в правильном развитии зрительной системы ребенка. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он смотрит телепередачи?...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Статья "Развитие зрительной системы детей раннего возраста"

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований....

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

«Игры для развития зрительно-моторной координации и проприоцептивной системы у детей с ОВЗ» (упражнения из опыта работы)

В статье приведены примеры практических упражнений, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ 6-7 лет во время режимных моментов и индивидуальной работы для развития зрительно-моторной коорди...

Стереокартинки как средство тренировки и снятия напряжения с глаз, развития бинокулярных функций зрительной системы

В чем польза стереокартинок? •Благодаря особенностям разглядывания стереокартинок у детей улучшается циркуляция крови, что позволяет обезопасить его от повышенного или пониженного глазного д...