«Развитие критического мышления в познавательном развитии дошкольников»
статья

Леонтьева Людмила Ивановна

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие критического мышления в познавательном развитии дошкольников»

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

На практике мы каждый день можем видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос "почему?" — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются.

Задачи критического мышления:

 Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.

Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.

Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Развивать критическое мышление никогда не поздно, но лучше начать работу в дошкольном возрасте. Расширять кругозор ребенка, учить задавать вопросы, придумывать разные варианты развития событий, тренировать логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.

Технология критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение, интереса к получению новых знаний)

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Но почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей? Предлагаю советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Стараться самим чаще рассуждать при ребенке, обосновывать свое мнение, учить ребенка строить фразы по модели: "Если ..., то ...". Приучать ребенка развивать мышление разными способами и в игровой форме. Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы. Например, Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы и другое».

Если ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Необходимо поощрять такие разговоры. Стараться приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы.

Вопросы симулируют мышление ребёнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своё мнение. Происходит обучение как критическому мышлению, так и творческому, так как от ребёнка требуется связное монологическое высказывание.

Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Работа с детьми на прогулках, опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

В нашем дошкольном образовательном учреждении применяется STEM -технология как в образовательной деятельности, так и в игровой деятельности. STEM -технологии позволят достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM -технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Следует заметить, что STEM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.

Внедрение STEM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике, а также развивать критическое мышление. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.

Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Использование приемов теории развития критического мышления в экологическом воспитании дошкольников

Использование приемов теории развития критического мышления в дидактических играх и пособиях по экологическому образованию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах ...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. Задачи:1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и ст...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Дидактические игры по познавательному развитию

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное зн...