Статья "ФОП и дошкольное образование, внедрение и реализация"
статья

Статья "ФОП и дошкольное образование, внедрение и реализация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fop.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОП и дошкольное образование, внедрение и реализация»

В чем состоит специфика Федеральной программы?

Федеральная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования :

— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

— создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям, равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

Федеральная программа:

Представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее — Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее — План) и иные компоненты.

Определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО.

Определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно целевым ориентирам и образовательным областям ФГОС ДО.

Является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программы, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может оформляться в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема программы и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

Для каких организаций Федеральная программа является обязательной?

Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность.

Анализ содержания ФОП ДО и стратегия его отбора для ОП: стратегии дошкольной организации «ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей».

Дополнительные парциальные программы – право организации, а не ее обязанность.

Вариант 1. Ресурсы минимальны и не позволяют качественно дополнять содержание ФОП ДО. В этом случае организация может строить свою деятельность исключительно на основе федеральной программы. Важно

понимать, что она позволяет полностью реализовать ФГОС ДО и дает современное качественное дошкольное образование, поэтому такое решение не следует рассматривать как показатель низкого уровня качества работы организации.

Региональный компонент. При наличии в регионе таких материалов, желательно дополнять образовательные области физического развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития региональными рекомендациями, региональным компонентом. Он может быть представлен в пропорции около 10% программы. Это могут быть: рекомендации по сохранению и укреплению здоровья в соответствии с климатическими и экологическими условиями, в которых функционирует ДОО программа по ХЭР на основе материала местных писателей, композиторов, художников программа по познавательному развитию с углубленным материалом о местной флоре и фауне программа приобщения к труду с учетом структуры занятости региона (например, нефтедобывающий, приморье, черноземная полоса и т. д.) программа патриотического воспитания – воспитание любви и интереса к малой родине (например москвоведение, программа юного петербуржца и т. д.)

Описание раздела в вариативной части.

Вариант 2. Если организация раньше реализовала авторскую комплексную программу и получила значимые положительные результаты, коллектив квалифицированно обучен по соответствующим методикам авторами этой программы, рационально взять ключевые методики/технологии из этой системы в виде парциальных программ или технологий, наполнив ими часть, формируемую организацией самостоятельно.

Дополнительное образование для всех.

Вариант 3. Эта же стратегия эффективна, если организация на протяжении многих лет привлекает специалистов и реализует для всего контингента детей на бесплатной или платной основе какие-то парциальные программы, которые дают хороший результат и востребованы родителями. Это могут быть программы обучения плаванию, хореографии, экологического воспитания, формирования математических представлений и т. п.

Дополнительное образование по выбору.

Вариант 4. Если организация идет по пути создания широкой системы дополнительного образования (кружковой и студийной работы) в которой дети участвуют выборочно, по собственному желанию и желанию родителей, парциальные программы этих занятий вносятся в дополнение к соответствующим разделам ФОП ДО, поскольку реализацию базового образования организация обязана обеспечить всем воспитанникам.

Организация работы над ОП ДОО

• Целевой раздел целесообразно брать из ФОП ДО, поскольку он определяется ФГОС ДО и не предполагает глубокой содержательной вариативности.

• Редактирование планируемых результатов на этапе завершения дошкольного образования, поскольку они превышают ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие - это большой раздел с разнообразными задачами, и его целесообразно полностью использовать из ФОП.

Раздел развития речи очень объемен. Организация может реализовать свой кадровый потенциал, используя методики, которыми хорошо владеют воспитатели.

Познавательное развитие

Раздел «познавательное развитие» также охватывает большое содержание, однако в нем зафиксированы не общие подходы к когнитивному развитию ребенка, а конкретные частные методики. В силу этого возможна замена или дополнение содержания всего раздела или, например, только ФЭМП парциальными программами, которые освоены воспитателями и дают качественный образовательный результат, удовлетворяющий родителей. К качеству содержания этого раздела очень чувствительны частные детские сады, для которых вопрос удовлетворенности родителей уровнем интеллектуального развития ребенка является конкурентным преимуществом и одним из основных критериев выбора клиентов.

Музыкальное воспитание

Раздел музыкального воспитания должен внимательно проанализировать музыкальный руководитель. Здесь возможна частичная замена – например, программы музыкально ритмического движения на программу по хореографии; театрализаций – на программу по развитию детей средствами театра.

Художественно - эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития использование ФОП можно дифференцировать по возрастам. В младшем и среднем возрасте фиксируются базовые навыки использования различных материалов, которые в любом случае будут формироваться у детей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста существуют разные подходы. Если руководителям и коллективу, родителям хочется более творческого и развивающего процесса, это

можно достичь использованием в этих возрастных группах современной инновационной технологии. Согласно ФГОС ДО, организация имеет право реализовать в разных группах различные программы.

Физическое воспитание Раздел физического развития также может быть представлен парциальными программами, отражающими региональные и иные особенности конкретной организации – такие, как кадры, материальные условия, запросы родителей. Раздел значительно превышает ФГОС ДО. Оформляем по ФОП разделы «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»,

«Способы и направления поддержки детской инициативы», «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями» можно использовать по ФОП и при желании дополнять описанием практик, реализуемых в ДОО.

Праздники экологической направленности

Существует много праздников экологической направленности, содержание которых доступно и интересно детям дошкольного возраста, посвященных охране отдельных видов животных. Прежде всего имеет смысл обратить внимание на те праздники, которые позволят показать детям природоохранную деятельность в нашей стране, России, как очень важный компонент патриотического и гражданского воспитания. Это день китов и дельфинов, день птиц, день воробья, день лягушки, день тигра, день журавля, день полярного медведя, день домашних животных, день пчел, день озера Байкал, а также день Земли, день воды, день рек, день лесов, день гор, день Солнца, день заповедников.

Праздники социальной направленности Также важно включать в календарь воспитательных событий праздники социальной направленности – в частности, помогающие знакомить детей с разными видами общественного труда и профессиями. В этой работе необходимо учесть региональный компонент, структуру занятости населения, родителей детей. Это день повара, день медика, день строителя и т. д.

Праздники в эстетически-художественной области

В эстетически-художественной области интересно реализуются в практике работы воспитателя день художника, день цветных карандашей, день цвета, день танца, международный день музыки, день детской книги, день поэзии, день библиотек, день музеев.

Социально-коммуникативные праздники

• Воспитатели традиционно проводят мероприятия, посвященные юбилеям детских писателей, художников; в старших возрастных группах отмечают дни рождения классиков российской детской литературы – К. И. Чуковского, С. Я Маршака, Е. Чарушина и других.

• Формируя систему отношения к другим людям, хорошо выбрать несколько социально-коммуникативных праздников – таких, как день друзей, день улыбки, день слова «спасибо» и т. п. Все это уже вошло в практику работы многих педагогов и детских садов, и новые нормативные документы открывают все возможности продолжать и развивать эту позитивную практику.

Воспитатель

• Формы, способы, методы и средства реализации ФОП педагог выбирает самостоятельно.

• Педагог признает приоритет субъектной позиции ребенка. Это означает невозможность возврата к заорганизованным фронтальным формам работы с группой на основе жесткого планирования.

• Педагог поощряет самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.

• Ключевым принципом является приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Согласно ФГОС ДО, педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей :

1. В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) : непосредственное эмоциональное общение со взрослым; двигательная деятельность; предметно - манипулятивная деятельность; речевая; элементарная музыкальная деятельность;

2. В раннем возрасте (1 год — 3 года) : предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами; ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность; игровая деятельность; речевая; изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность;

3. В дошкольном возрасте (3 года — 8 лет) : игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; используются для развития следующих видов деятельности детей : двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.

Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

Образовательная деятельность в ДОО включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.

Основные задачи:

. приобщать детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность и другие. Дальше расскажу об этом подробнее;

. охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

. обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей;

. обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.

Патриотическое направление.

Духовно-нравственное направление

Социальное воспитание

Познавательное воспитание

Физическое и оздоровительное направление

Трудовое направление

Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.

Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада — воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.

ФОП дал основные ориентиры по построению работы: содержание, объем, предполагаемые результаты. Как их достичь — сад выбирает свои дополнительные программы к основной ФОП. Кроме привычных игр и книг мы стараемся увлекать детей презентациями, интерактивами, практическими занятиями.

Для развития патриотизма разучиваем стихи о Родине, исполняем песни о Великой Победе, знакомим детей с достопримечательностями родного края, принимаем участие в конкурсах, акциях патриотической направленности.

Социальное воспитание основано на вежливом отношении к сверстникам и взрослым. Дети учатся этому в играх, беседах и чтением книг. Но в первую очередь это всегда пример взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателя, педагога.

Любовь к спорту и интерес к здоровью формируем с помощью активных игр. На базе нашего сада действует кружок по футболу и плаванию.

Делаем упор на трудовое воспитание. Для самых маленьких оно начинается с элементарных навыков самообслуживания: одеться, раздеться, убрать игрушки. Дети постарше помогают готовиться к приему пищи, к занятиям, поливают растения в группе. Воспитанники подготовительных групп учатся ухаживать за цветами на участке сада.

ФОП представляет для образовательных организаций.

общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;

нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу; инклюзивность.

Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;

сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.

Главная цель — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...