Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Киселева Валентина Леонидовна

Консультация

на тему: «Жестокое обращение с детьми»

(для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vidy_nasiliya.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация

на тему: «Жестокое обращение с детьми»

(для родителей)

Киселева В.Л.

педагог-психолог

г. Советский, 2021 г.

Понятие и виды жестокого обращения и насилия
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.http://376.tvoysadik.ru/images/I26fb4c413860e6977849a342c29cef0d.jpg

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.http://376.tvoysadik.ru/images/I198cefa8cec184408c38eff9bfe273e1.jpg

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. 

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение - неприятие ребенка, принижение его достоинства:
•   враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
•     высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);
•     превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред,  поместить в опасное или страшное место:     

  • угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);
  • угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);
  •  угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего,
    над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков;  жестокости по отношению к другим.  

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
•    нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
•    взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
•    отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:
•    0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;

•    1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
•    3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
•    6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение.

Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей:
отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное
поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих,
удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития
физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

- недостаточный возрасту вес и рост;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- попрошайничество;
- воровство пищи;
- непосещение школы, плохая успеваемость;
- повышенная утомляемость, апатичность;
- задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального,  социального, поведенческого компонентов;
- беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в
семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания
родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по
отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.
Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться
смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России,
70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14
лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или
других близких людей.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что
детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания
со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда
ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение
основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим
насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и
довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного
внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом
сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут
завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
http://376.tvoysadik.ru/images/I60ac1d06c1fd8285bbd5f2645d494058.jpg

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия
являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере
любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на
плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
1.    Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.

2.    Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.

3.    Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (ребенок не переодевается на физкультуру), нежелание возвращаться домой после
школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
4.    Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.

Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно,

если наблюдаются:

1.    Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).

2.    Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.

3.    Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
4.    Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут
провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические
заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
5.    Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, не смотря ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

Классификация сексуального насилия:

1.    Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
   2.    Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.

3.    Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.
Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение родителя удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.

Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.

Последствия насилия в семье для развития ребенка.

Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили  психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.

Основные последствия психического насилия:

- задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость;

-  страхи (фобии);

- нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями);
- психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания);

- нарушение познавательной деятельности.

Основные последствия физического насилия:
- агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным);
- пассивность;
- замкнутость, отсутствие друзей;
- псевдовзрослое проведение;
- эмоциональная нестабильность;
- плохая школьная успеваемость.
Основные последствия сексуального насилия:
- эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол);
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная);
- нарушение познавательной деятельности.

Самое страшное то, что в будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то, став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Консультация для родителей на тему:«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»...

Консультация "Жестокое обращение с детьми"

Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести»....

Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

Консультация для родителей  «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. Дети, с которыми плохо...

Консультация "Проблема жестокого обращения с детьми"

В  наше  время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. В данной работе рассмотрены основные формы жестокого отношения к детям. ...

Консультация "Нет - жестокому обращению с детьми!"

Данная консультация будет полезна родителям в целях предупреждения жестокого обращения с детьми....

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...