Консультация для педагогов: "Что такое музыкальный слух"
консультация

Башлаева Татьяна Николаевна

Консультация музыкального руководителя дя воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_muzykalnyy_sluh.docx14.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Что такое музыкальный слух?»

У всех ли детей есть музыкальный слух?        

Во времена нашего детства считалось, что с музыкальным слухом можно только родиться. Мол, сколько не развивай – если медведь на ухо наступил, так с этим отдавленным ухом до конца жизни и проживешь. «Нет музыкального слуха» - нет музыкальной школы или детского ансамбля. Забудьте, мама, и отдайте ребенка на легкую атлетику или макраме.

Сейчас понятия несколько изменились. Большинство грамотных педагогов подтверждают, что музыкальный слух присущ всем детям с рождения, только в разной степени и разной форме.

Что же такое музыкальный слух?

Это способность к тонкому восприятию качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра) и распознавать функциональные связи между ними (чувство ритма, ладовое чувство). Музыкальный слух имеет несколько категорий, которые у разных людей могу быть развиты в разной степени и сочетании друг с другом:

Абсолютный слух – способность определять высоту звуков, не сравнивая их с эталоном звучания, и воспроизводить их голосом. Разумеется, это редкий природный талант, но распознать его можно только в процессе музыкальных занятий. Существуют методики, направленные на развитие абсолютного слуха.

Относительный слух – способность мысленно выстроить звукоряд, определить и пропеть ноты после получения представления об эталонном звучании.

Мелодический слух – способность слышать построение мелодии, воспроизводить ее голосом и нотными знаками (развивается в процессе занятий музыкой).

Гармонический слух – способность воспринимать гармонические музыкальные созвучия (аккорды, их последовательности) и воспроизводить их. Выражается в умении подбирать мелодии на слух на музыкальном инструменте или правильно петь в общем хоре, не слыша эталонного образца.

Внутренний слух – способность к мысленному представлению мелодии, опираясь лишь на память или нотные записи.

Все виды музыкального слуха поддаются коррекции и развитию.

Можно ли определить уровень развития музыкального слуха? Можно.

Всего таких уровней 6:

  1. клиническое отсутствие слуха (бывает очень и очень редко);
  2. внутренний слух, не выражающийся в пении;
  3. способность подпевать и подтягивать мелодию за другими поющими;
  4. способность чисто петь только под аккордовый аккомпанемент;
  5. способность чисто петь  «а капелла», то есть, без мелодической поддержки;
  6. способность чисто петь в двух- и многоголосии без мелодической поддержки.

Проверяется уровень развития музыкального слуха достаточно просто. Надо сыграть или спеть ребенку несложный короткий музыкальный отрывок и попросить отстучать мелодию карандашом. Нажать несколько клавиш на фортепиано так, чтобы ребенок не видел, каких именно, и попросить найти их на клавиатуре путем подбора. Нажать на клавишу и попросить ребенка повторить звук голосом. В общем-то, достаточно и одного первого теста – на чувство ритма. Его лишены всего около 5% людей на планете. К сожалению, чувство ритма развитию практически не поддается. Если его нет, скорее всего, музыкальные занятия бессмысленны. В остальных же случаях они могут привести к хорошему результату.

Кстати, для того, чтобы хорошо петь, достаточно иметь хороший гармонический слух, который считается одним из низших уровней развития музыкального слуха. Так что стремиться к абсолютным высотам можно, но вовсе не обязательно. Для жизни гармонического слуха вполне достаточно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"

В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Консультация для родителей: "Что такое музыкальность? Что такое музыкальный слух? Как его развить?"

Консультация для родителей: "Что такое музыкальность? Что такое музыкальный слух? Как его развить?"...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Семинар-практикум для педагогов "Что такое фонематический слух и как его развивать"

Презентация для педагогов, в которой освящается тема: "Что такое фонематический слху и как его развивать?"...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....