Профессиональная ориентация для детей с РАС в ДОУ
статья (подготовительная группа)
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у детей с РАС мотивации к деятельности, адекватной их возможностям. Необходимо определить, в чем конкретно состоят ограничения профессиональной деятельности, связанные с аутизмом, каковы возможности человека с аутизмом, можно ли выделить какие-то типичные для РАС склонности и предпочтения, связанные с профессиональной деятельностью, особенности мотивации к профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_dlya_detey_s_ras_v_dou.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация для детей с РАС в Доу.
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у детей с РАС мотивации к деятельности, адекватной их возможностям. Необходимо определить, в чем конкретно состоят ограничения профессиональной деятельности, связанные с аутизмом, каковы возможности человека с аутизмом, можно ли выделить какие-то типичные для РАС склонности и предпочтения, связанные с профессиональной деятельностью, особенности мотивации к профессии.
Определенную положительную роль в мотивации к профессиональной деятельности может сыграть желание самоутвердиться через деятельность, в которой удается добиться успеха; при этом важно, чтобы стимулирующее и направляющее этот интерес одобрение взрослых не переходило грань адекватности. В ряде случаев основа интереса к профессии закладывается некоторой социальной ситуацией. В наиболее тяжелых случаях в основе мотивации к занятости, к обучению простой профессиональной деятельности, может лежать отработанный стереотип, привычная последовательность действий и стремление к ее завершению.
Произвольное подражание при РАС спонтанно развивается не всегда и не полно, тогда как при обучении детей с аутизмом оно играет очень большую роль, поскольку позволяет ребенку присваивать большие сегменты взаимодействия с окружающим, способы деятельности. Способность к произвольному подражанию — существенный момент, который следует учитывать в профориентации, — это важнейшая предпосылка для профессионального обучения. Через игру ребенок моделирует различные социальные роли, виды бытовой и профессиональной деятельности, однако, при детском аутизме отмечаются «нарушения в ролевых и социально-имитативных играх».
Создание предпосылок для своевременного развития игровой деятельности может существенно облегчить развитие интереса и мотивации к тому или иному виду профессиональной деятельности.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому
используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором.
У обучающихся с расстройствами аутистического спектра пребывание в новом месте может вызывать множество страхов. Конечно, в подобном случае обучающийся не может сразу начать выполнять задания педагога. Часто работа начинается как совместная работа с педагогом «рука в руке», когда в основном операцию выполняет педагог, а обучающийся принимает посильное участие. В этот момент главным для сопровождающего педагога является отнюдь не формирование навыка и не отработка правильной техники. Главным является нахождение той ценности, ради которой обучающийся начал бы регулировать себя и осознавать себя.
Очень часто такой ценностью становится общение со значимым взрослым и совместная с ним эмоционально насыщенная увлекательная деятельность. В процессе такой деятельности обучающийся постепенно начинает осознавать и регулировать выполняемые совместно с педагогом операции, для того чтобы это общение проходило более эмоционально насыщенно. Но постепенно их выполнение становится самостоятельной осознанной ценностью.
Особый характер накопления и использования опыта у детей с аутизмом, вызывают трудности спонтанной деятельности — перцептивной, предметно-практической, речевой, мыслительной. Во многих случаях возникают (спонтанно или вследствие коррекционной работы) компенсаторные образования в форме стереотипных форм деятельности, речи, поведения, чувствований, переживаний. Сложность этих стереотипных форм реагирования может быть разной по уровню организации. Людям с аутизмом не показаны профессии, в которых требуется принятие быстрых, гибких нестандартных решений; профессии, связанные с риском для жизни самого человека с аутизмом или других людей (например, вождение транспортных средств или регулирование движения).
Важно подчеркнуть, что при подборе возможной профессии или способов занятости ребенка с РАС специалисты и родители должны понимать, что профессиональная ориентация - одна из последних ступеней к выходу в самостоятельную жизнь, что при аутизме, к сожалению, доступно не всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...
«Все профессии нужны, все профессии важны» Развивающая программа по профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста .
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професси...
Психолого-педагогическая программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация»
Программа содержит описание направлений работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации: развивающая работа, просвещение, диагностика, консультирование, работа со специалиста...
Программа по профессиональной ориентации «Чем пахнут ремесла» для детей старше - подготовительной группы компенсирующей направленности
Программапо профессиональной ориентации«Чем пахнут ремесла»для детей старше - подготовительной группыкомпенсирующей направленности...
Педагогический опыт по теме «Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»
Муниципаотный конкурс "Педагог года города Югорска". Педагогический опыт по теме "Ранняя проессиональная ориентация как средсво формирования культуры безопасности личности детей дошколь...
Развитие профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Электронное образование»
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет существенно повышать вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечивает оперативность обратной связи....
Развитие профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии "Электронное образование"
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет существенно повышать образовательного процесса и обеспечивает оперативность обратной связи....