Программа по профессиональной ориентации «Чем пахнут ремесла» для детей старше - подготовительной группы компенсирующей направленности
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа
по профессиональной ориентации
«Чем пахнут ремесла»
для детей старше - подготовительной группы
компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_professii.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида
Утверждено:
Заведующий МБДОУ № 15
_______________Е.Н. Маркарян
Программа
по профессиональной ориентации
«Чем пахнут ремесла»
для детей старше - подготовительной группы
компенсирующей направленности
Воспитатель
Лапа Н.А.
ст. Новоивановская
2017
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Тематический план
Ожидаемый результат
Пояснительная записка
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Известно, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Цели и задачи программы
Цель программы: систематизирование знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи программы для:
- детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
- Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- Систематизировать знания о труде людей в разное время года; -знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
- детей подготовительного возраста (6-7 лет):
- Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- Расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- Расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- Формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Содержание программы
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Тематический план
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование |
Сентябрь | «Профессии в детском саду» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | Мультимедийное оборудование, презентация Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на прачке, на кухне. |
октябрь | «Врач» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет» |
«Фармацевт» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку. Сюжетно-ролевая игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека» | |
ноябрь | «Нефтяник» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности нефтяника. | Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - нефтяник». Основные понятия: нефть, скважина, нефтяник | Мультимедийное оборудование, презентация. Нефть, перо для эксперементально-исследовательской деятельности. Изготовленная буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленные из бумаги и деревянных палочек). Рассматривание , книжных иллюстраций, фотографий, плакатов. |
«Отдел полиции» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | Форма проведения: НОД Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика», | сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол, | |
декабрь | «Почтальон» | Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Форма проведения: экскурсия на городскую почту. Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» |
«Строитель» | Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | Форма проведения: НОД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень | Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка» и «Три поросенка». Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы. | |
январь | «Аниматоры» | Цель: познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров. | Форма проведения: беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов | Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры «Аниматор»:костюмы, маски, колпаки, шары, машинки на ленточках, мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 . |
февраль | «Пожарная часть» | Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть. Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара |
«Профессия- военный» | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Форма проведения: НОД Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | -картины, с родами войск фотографии; -военное обмундирование -кортик, значки; -фильм о подводной лодке проекта «Тайфун». | |
март | «Домохозяйка» | Цель: познакомить детей с профессией- домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей «Моя мама домохозяйка». Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая. | Мультимедийное оборудование, презентация. |
«Парикмахер» «Косметолог» | Цель: знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина» | |
апрель | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Форма проведения: игровая программа. | Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский; |
май | «В мире профессий» Диагностика «Представления о труде взрослых» | Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых | Форма проведения: НОД. Основные понятия: названия профессий, труд. | Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование. |
Ожидаемый результат
Что должны знать дети к концу года.
1. Знать обобщающие понятия «Профессии», «Инструменты».
2. Знать названия профессий: продавец, врач (доктор), медсестра, повар, электрик (монтер), крановщик, маляр, штукатур, строитель, столяр, садовник, тракторист, каменщик и т.д.
3.Знать названия инструментов и то, какими инструментами пользуются люди разных профессий: повар – половник, дуршлаг, тёрка…, столяр – пила, топор, рубанок, молоток…, садовник – грабли, лопата, тяпка… и т.д.
4.Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: продавать, водить, собирать, чинить (ремонтировать), лечить, пахать, сеять, сажать, собирать урожай и т.п.
5.Знать место работы: кафе, ресторан, столовая, ателье, фабрика, больница, аптека, стройка и т.д.
6.Называть действия, выполняемые инструментами: шить, пилить, строгать, продавать, лечить и т.д.
7.Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
Итог реализации программы:
Наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности (закрепление умений и навыков), наблюдения фиксируются и заносятся в таблицу.
Труд в природе.
1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:
- ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя
- ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
- ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
- самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
- предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
- не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
- ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
- результат труда определяет при помощи взрослого;
- не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
- ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
- раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
- не может спланировать последовательность трудовых действий.
5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):
- самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
- с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
- не может выполнить задания.
6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:
- все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
- отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
- качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку
Программа по профессиональной ориентации
«Чем пахнут ремесла», для детей старше - подготовительной группы компенсирующей направленности
Разработка выполнена методически верно, научно обосновано. Применяемые методы способствуют успешному достижению целей данного мероприятия.
Данная методическая разработка содержит ценный практический материал для работы с детьми старшей и подготовительной групп: сценарии занятий по профориентации; групповые занятия с элементами игровой ситуации; экскурсии на рабочие места различных профессий. Окажет неоценимую помощь в организации развивающих занятий, познавательных бесед с детьми и родительских собраний. Все представленные материалы апробированы на практике и даны в удобной для работы форме. Методический материал может использоваться другими представителями данной профессии для детей старше – подготовительной группы, социальными педагогами. Практическое руководство адресовано кураторам.
Рецензент (руководитель РМО) Л.М. Скоробогатова
«20» марта 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Все профессии нужны, все профессии важны» Развивающая программа по профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста .
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професси...
статья в книге "Актуальные проблемы в педагогики, психологии и профессионального образования ". Выпуск -2 ., 2017 год . Тема: "Возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир семьи".
О мировозрении ребенка в окружающем мире....
Интеллектуально-творческая игра «Что? Где? Когда?» на тему «Чем пахнут ремесла?» для детей 6-7 лет.
Вид интеллектуальной игры: тематический, детско-взрослыйВозрастная группа: подготовительнаяОбразовательные задачи:1. Систематизировать и расширять знания детей о профессиях и особенности характерные д...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2022/2023 для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет....
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2022/2023 год для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2022/2023 учебный год для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...