Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения и воспитания. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. дошкольники должны уметь ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лэпбук» как инновационный подход в работе
с детьми дошкольного возраста
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения и воспитания. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. дошкольники должны уметь ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям в условиях реализации ФГОС каждый педагог ищет новые средства и методы в работе. Для этого необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одной из таких возможностей современного образования, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «Лэпбук».
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации.
«Лэпбук» это не просто папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
«Лэпбук» могут делать и дети, и взрослые, абсолютно разного возраста и уровня, и на совершенно разнообразные темы. Это может быть целая мини-энциклопедия, а может стать вашим групповым проектом или даже первой научно-исследовательской совместной с детьми и родителями работой. Ну а главное в «Лэпбуке», какую бы вы не выбрали основу, это мини-книжки внутри — крошечные раскладушки, гармошки, кармашки и т. д., в которых вы и организуете нужную вам информацию. Сам процесс подготовки к созданию «Лэпбука» может быть очень интересен и увлекателен, главное продумать педагогу, как организовать свою работу и продуктивность будет очень высокой, если активно работать с детьми, и привлекать родителей. Родители помогают в сборе стихов, загадок, сказок, иллюстрации по теме, картин для развития речи, в изготовлении мини-альбомов. Туда можно включить и приметы природы, и природные явления, и календарь наблюдений, и многое другое.
Принципы работы с детьми
Построение системы работы по обучению дошкольников с использованием создания «Лэпбука» опиралось на следующие принципы:
1.Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2.Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3.Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям;
4. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
5. Актуальность применения ЛЭПБУКа в воспитании детей.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
- информативен;
- полифункционален;
- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
- возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?
1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.
2. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
3. Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
При создании лэпбука необходимо учесть:
• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
Создание «лэпбука» является интересной формой совместной деятельности детей и взрослых. Для этого нужна фантазия и разнообразный материал. С чего же начать изготавливать «лэпбук»?
Во-первых, определиться с темой «лэпбука». Тема может быть любая. Я решила сделать лэпбук по развитию речи.
Во- вторых, составить план. После того, как определились с темой, необходимо составить план. Ведь «лэпбук» - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать - это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.
В третьих, изготовить макет будущего «лэпбука». На мой взгляд, это самый интересный этап. Теперь надо придумать, как в «лэпбуке» будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Потом все это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Мой лэпбук состоит из 7 частей, каждая часть это дидактическая игра или развивающее задание.
Для основы я взяла двустворчатую картонную папку, в которую вклеила кармашки, окошки, вращающиеся детали, стрелки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.
Материал, который был собран, для поддержания познавательного интереса детей был размещен в кармашках необычной формы.
Методы и приемы использования «лэпбука»:
- Методы формирования сознания детей (рассказ взрослого, пояснение, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение);
- Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (задания, образовательная ситуация, демонстрация, показ, наблюдение);
- Стимулирования и мотивации деятельности и поведения (игра, дискуссия);
- Социо-игровые методы (деление на микро группы);
Результаты использования «лэпбука»в совместной деятельности с воспитанниками:
1. Разучивание потешек, поговорок, пальчиковых игр, отгадывание загадок.
2. Развитие мелкой моторики, закрепление тем «Дикие и домашние животные»
3. Использование «лэпбука» позволило нам индивидуально подойти к каждому ребенку.
Создание «лэпбука» стало для нас одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Новизна опыта
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель образования - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. В поиске различных технологий, обеспечивающих нам достижение поставленных задач, была найдена новая игровая технология «Лэпбук» и стала активно внедряться в педагогическое пространство детских садов. «Лэпбук» - новая современная форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая может иметь интересное продолжение в качестве самостоятельной деятельности ребенка и общей деятельности двух и более детей. Она создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. И еще эта книжка объединяет коллектив и семью для увлекательного и полезного занятия! На первый взгляд – новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять, что он хочет. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться. «Лэпбук» развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
В «Лэпбук»вошли: стихи, загадки, пальчиковые игры, «Замочки», Загадки в окошках. Дидактические игры: «Собери картинку», «Угадай сказку», «Стрелочку поверни и потешку расскажи», «Кто что ест», «Найди маму».
В результате внедрения «Лэпбука»в образовательную деятельность мы видим следующие результаты:
– повышение познавательной активности детей;
– повышение уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышение творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
– повышение творческой активности педагога, родителей;
– пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...
«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...
Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....
"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".
В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...