Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Скворцова Анастасия Александровна

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения и воспитания. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. дошкольники должны уметь ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук» как инновационный подход в работе

с детьми дошкольного возраста

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения и воспитания. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. дошкольники должны уметь ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения.

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям в условиях реализации ФГОС каждый педагог ищет новые средства и методы в работе. Для этого необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одной из таких возможностей современного образования, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «Лэпбук».

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации.

«Лэпбук» это не просто папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

«Лэпбук» могут делать и дети, и взрослые, абсолютно разного возраста и уровня, и на совершенно разнообразные темы. Это может быть целая мини-энциклопедия, а может стать вашим групповым проектом или даже первой научно-исследовательской совместной с детьми и родителями работой. Ну а главное в «Лэпбуке», какую бы вы не выбрали основу, это мини-книжки внутри — крошечные раскладушки, гармошки, кармашки и т. д., в которых вы и организуете нужную вам информацию. Сам процесс подготовки к созданию «Лэпбука» может быть очень интересен и увлекателен, главное продумать педагогу, как организовать свою работу и продуктивность будет очень высокой, если активно работать с детьми, и привлекать родителей. Родители помогают в сборе стихов, загадок, сказок, иллюстрации по теме, картин для развития речи, в изготовлении мини-альбомов. Туда можно включить и приметы природы, и природные явления, и календарь наблюдений, и многое другое.

Принципы работы с детьми

Построение системы работы по обучению дошкольников с использованием создания «Лэпбука» опиралось на следующие принципы:

1.Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)

2.Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3.Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям;

4. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

5. Актуальность применения ЛЭПБУКа в воспитании детей.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

- информативен;

- полифункционален;

- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:

  • возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?

1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.

2. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.

3. Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.

При создании лэпбука необходимо учесть:

• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

• долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

Создание «лэпбука» является интересной формой совместной деятельности детей и взрослых. Для этого нужна фантазия и разнообразный материал. С чего же начать изготавливать «лэпбук»?

Во-первых, определиться с темой «лэпбука». Тема может быть любая. Я решила сделать лэпбук по развитию речи.

Во- вторых, составить план. После того, как определились с темой, необходимо составить план. Ведь «лэпбук» - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать - это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.

В третьих, изготовить макет будущего «лэпбука». На мой взгляд, это самый интересный этап. Теперь надо придумать, как в «лэпбуке» будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Потом все это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Мой лэпбук состоит из 7 частей, каждая часть это дидактическая игра или развивающее задание.

Для основы я взяла двустворчатую картонную папку, в которую вклеила кармашки, окошки, вращающиеся детали, стрелки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.

Материал, который был собран, для поддержания познавательного интереса детей был размещен в кармашках необычной формы.

Методы и приемы использования «лэпбука»:

- Методы формирования сознания детей (рассказ взрослого, пояснение, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение);

- Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (задания, образовательная ситуация, демонстрация, показ, наблюдение);

- Стимулирования и мотивации деятельности и поведения (игра, дискуссия);

- Социо-игровые методы (деление на микро группы);

Результаты использования «лэпбука»в совместной деятельности с воспитанниками:

1. Разучивание потешек, поговорок, пальчиковых игр, отгадывание загадок.

2. Развитие мелкой моторики, закрепление тем «Дикие и домашние животные»

3. Использование «лэпбука» позволило нам индивидуально подойти к каждому ребенку.

Создание «лэпбука» стало для нас одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

Новизна опыта

Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель образования - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. В поиске различных технологий, обеспечивающих нам достижение поставленных задач, была найдена новая игровая технология «Лэпбук» и стала активно внедряться в педагогическое пространство детских садов. «Лэпбук» - новая современная форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая может иметь интересное продолжение в качестве самостоятельной деятельности ребенка и общей деятельности двух и более детей. Она создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. И еще эта книжка объединяет коллектив и семью для увлекательного и полезного занятия! На первый взгляд – новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять, что он хочет. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться. «Лэпбук» развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

В «Лэпбук»вошли: стихи, загадки, пальчиковые игры, «Замочки», Загадки в окошках. Дидактические игры: «Собери картинку», «Угадай сказку», «Стрелочку поверни и потешку расскажи», «Кто что ест», «Найди маму».

В результате внедрения «Лэпбука»в образовательную деятельность мы видим следующие результаты:

– повышение познавательной активности детей;

– повышение уровня развития словаря, грамматически правильной речи;

– повышение творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;

– повышение творческой активности педагога, родителей;

– пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...

Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....

"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...