Консультация для воспитателей: Технология моделирования в ДОУ
консультация
Актуальность: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, через ознакомление с природой родного края, посредством моделирования, как действенного фактора познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей: Моделирование по образовательным областям | 866.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Усть-Кудинский детский сад»
Тема:
«Технология моделирования в образовательном процессе
детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Мустафина Дарья Сергеевна
воспитатель,
1 квалификационная категория
Слайд 1 Приветствие
Слайд 2. Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.
Слайд 3. Цель.
Задачи моделирования в дошкольном образовании:
-воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края, родной страны;
- развивать представления детей о своей малой родине;
- расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях;
-обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков, знакомить с объектами и свойствами неживой природы;
-развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
Слайд 4. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
Предметные модели - в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса (Например, с детьми старшего возраста можно сделать глобус из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом. Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия), технические игрушки (в которых отражен принцип устройства механизма).
Предметно-схематические модели - в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов (макеты экосистемы), Например : полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
Также примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, Лого ритмические упражнения).
Графические модели (графики, схемы «Круговорот воды») передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы» (ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например, при формировании понятия «нерпа» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, способ дыхания, в которых проявляется приспособление нерп к водной среде обитания.
План группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Слайд 5. Примеры моделей (ФОТО)
Использование моделей и игрушек игр по разным видам. Кроме того, комплексная реализация задач направлена на достижение главной цели – развитие экологической грамотности детей при ознакомлении с окружающим миром, путём моделирования окружающей действительности. В его основу положен принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Слайд 6. Игры
Модели разнообразны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры:
-«Вторая жизнь отходов»
«Эко системное потрясение» (эта игра моделирует воздействие на изменение экосистем. Дети будут играть различные роли в экосистеме (животные, растения, бактерии и т.д.)
-«Путешественники»
- «Кто я?» (выяснить. В какое животное он превратился»
- «Следопыт».
- «Жилища народов края»
-конструирование «Эко-постройки»
- «Грибники»
- Сказки-макеты
-«Обитатели Байкала»
-Календари. Модели часов. Календарного года.
-Таблицы (круговорот воды)
Слайд 7. фото
Для поддержки детской инициативы, педагогу необходимо создать творческие ситуации в игровой. Педагог уделяет особое внимание обогащению развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. Пространство группы наполнили предметами, побуждающими детей к самостоятельной деятельности в центре «Познавательного развития» (картотека птиц, животных, фотографий природы и родных мест, настольно-печатные игры на заданную тематику), экологические квесты, викторины, пазлы. Расскажи. что на фото
Слайд 8 .
К созданию моделей можно привлекать родителей и детей: взаимосвязь – воспитатель + родитель + ребенок
Построение взаимодействия с родителями на заданную тему:
- просветительское и консультационное направление (провела консультацию «Экологическое воспитание»; «Жилища народов родного края».
- совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (давала для закрепления изученного материала и совместной деятельности детей с родителями – раскраски «Природа родного края», проекты «Красная книга Прибайкалья», конкурс «Лэп-буки», модели жилища народов края. Родители с детьми дома активно и с интересом выполняли задания, приносили в группу.
Слайд 9. Копилка (Фото, картинки) Расскажи про результаты. Достижения.
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни. Развитие экологического мировоззрения и ответственности поможет детям стать активными гражданами, способными бережно относится к нашей планете и создать устойчивое будущее.
Перспектива на будущее. Планирую и уже частично внедряю в образовательную деятельность по познавательному развитию
с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно -образовательного процесса в ДОУ.
Слайд 10 Использовала литературу, обратите внимание на слайд. Самая значимая литература-это ФОП ДО и Рекомендации по формированию развивающей предметно-пространственной среды в целях реализации образовательной программы ДОУ.
Слайд 11 адрес
Слайд12. Уважаемые коллеги желаю вам творческих успехов и плодотворной работы на педагогическом пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Метод моделирования. С чего начать?"
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей....
Консультация для воспитателей «Метод моделирования в логопедической практике»
Наглядное моделирование является эффективным средством в работе с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста, поскольку у них преобладает наглядно- образное мышление. Метод моделирования ...
Консультация для воспитателей "Технологии педагогического общения воспитателей с родителями"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей: «Игровое моделирование на песке как метод познания для детей старшего дошкольного возраста»
В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре....
Консультация для воспитателей "Тико-моделирование в детском саду"
Значение развивающих занятий с Тико-конструктором и место в развивающей среде....
Консультация для воспитателей "Экологическое моделирование в ДОУ"
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью....
Консультация для воспитателей «ТИКО моделирование как средство развития задатков логического мышления у дошкольников»
laquo;ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между ...