Консультация для воспитателей "Экологическое моделирование в ДОУ"
консультация
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_modelirovanie_v_dou.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое моделирование в детском саду.
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установления закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Очень важны следующие виды познавательной деятельности: наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
Так что же такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа состоит из нескольких этапов:
Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.
Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения.
Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний. Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:
- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;
- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;
- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статические и динамические и т. д.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
раскрыть существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....
Картотека консультаций для родителей: Моделирование. Знакомство со сказкой. Фольклор.
Подборка консультаций для родителей....
Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"
В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей....
Консультация для воспитателей. "Моделирование и проектирование образовательного процесса в режиме дня в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Данная статья освещает вопрос организации и форм образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС ДО....
Консультация для воспитателей «Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях ФГОС ДОУ».
Консультация для воспитателей «Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях ФГОС ДОУ»....
Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...