Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников
материал
Семинар - практикум "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_rabota_s_roditelyami.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Тема: «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.
Задачи
- Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
- Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
- Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.
- Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Ход семинара-практикума
Упражнение «Сердечки»
Участники семинара-практикума берут сердечки:
Обратите внимание на наше одинокое дерево. Перед вами листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
- Взаимоотношение с родителями прекрасные, все родители всегда участвуют во всех мероприятиях ДОУ, принимают участие в проектах, приходят в полном составе в родительские собрания, берут зелёные сердечки.
- Если с родителями хорошие отношения, но только часть родителей принимают активное участие в жизни группы, красные сердечки
- Если в группе не сложились отношения, только 3-4 родителя приходят на родительские собрания и 5-6 принимают участие в выставках или конкурсах, берут желтые сердечки.
Знакомство с темой семинара-практикума
Для того, что бы наше дерево всегда было зеленным, нам необходимо найти путь который поможет найти с родителями стать партнерами в воспитании и образовании наших детей.
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
- Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
- Предлагаю высказать про ваши трудности? И почему так произошло?
- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
- неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
- излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
Кроме того:
- воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
В связи с этим актуальны и просто необходимы мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями.
Тренинг
Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
Раздаточный материал
1. А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:
- Какое это правило? приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии: здравствуйте, Ирина Николаевна!»
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Упражнение “Диалог с ролями”
Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.
Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.
Тема для обсуждения: Ребёнок дерется в группе
Роль родителя: не приятие, не согласие,
Роль воспитателя: изложить ситуацию
Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения).
Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
- Как вы думаете когда взаимодействие с родителями эффективно:
- оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;
- создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.
Практическая часть
- Почему на ваш взгляд родители не приходят на родительские собрания?
Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание: как завлечь родителей на родительское собрание? Как сделать собрание интересным?
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.
Рефлексия
- Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по крутой и опасной горе, потому что вы можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они ваших усилий и переживаний! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. (Пауза.) Взлетите снова — и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его. (Музыка утихает.) Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Подведение итогов семинара-практикума. Обратная связь «Облако тегов»
- Основные итоги семинара в одном, двух словах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»
Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....
«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДО с родителями дошкольников»
Семинар-практикум поможет педагогам овладеть практическими приёмами по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями, развить навыки гибкого и доброжелательного отношения в разговор...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Семинар-практикум«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Построение воспитательно-образовательного процес¬са в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов, а структуру коммуникаци...