«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДО с родителями дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Семинар-практикум поможет педагогам овладеть практическими приёмами по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями, развить навыки гибкого и доброжелательного отношения в разговоре с родителями своих воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vzaimodeystvie_s_roditelyami_2017.docx | 65.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
20.04.2017
Составила и подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа№629
Пчёлкина Светлана Анатольевна
Семинар-практикум — наиболее эффективная форма системной работы педагога-психолога по повышению мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний в области коммуникативной компетентности.
Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями.
Задачи:
Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
Условия проведения. Приглашаются все желающие педагоги, группа — не более 15 человек. Продолжительность семинара-практикума — 1 час.
1.Вводная часть.
Что такое ожидание? Важность прояснения взаимных ожиданий родителей и воспитателей- основа работы с родителями.
2.Участники делятся на две команды: родители и воспитатели.
Чего ждут родители от воспитателя? Ранжируются от самого важного до менее важного.
Что ждёт воспитатель от родителей? Ранжируются от самого важного до менее важного.
Что думают родители, что ждут от них воспитатели?
Что думают воспитатели, что ждут от них родители?
На сколько совпали и не совпали мнения?
Какие методы в общении с родителями могут быть использованы, чтобы прояснить их ожидания в отношении воспитателя. Важность принятия ожиданий позитивно, без критики.
Какие методы могут быть использованы. Чтобы прояснить для родителей ожидания воспитателя в форме без излишнего назидания и давления.
Трудности с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями.
Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
- неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
- излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
Кроме того:
- воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Как сделать родителя союзником?
Важно помнить, что:
- Родитель не объективен.
- Родители ранимы, тревожны в воспитании детей.
- Родитель становится в позу защиты при жалобах и замечаниях о ребёнке.
Поэтому:
Открываем родителя на общение
Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Кафия Ахметханифовна!»
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. (сразу видно, что книга в вашей семье-ценность).
Понимание и присоединение.
Чувство вины для родителя опасно. Он начинает собирать досье на обидчика(на психологическом уровне), вместо того, чтобы решать проблему.
Например, ребёнок грязно ест - поднимаем ситуацию: «Вам, наверное, тяжело стирать одежду каждый день. Давайте вместе подумаем, как решить эту проблему».
Говорим сначала о плюсах ребёнка, затем… Единственное, о чём я хотела посоветоваться с вами, как вы справляетесь с….»
Умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Концентрация на положительном ( сломал игрушку-никто не поранился – хорошо).
Устранение барьеров
Начиная с физических (поза не ближе 60 см, не держать руки за спиной, не опираться о стол, не держать руки в позе наполеона(превосходство).
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения.
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.
Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
Берём родителя в союзники.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству- подчёркивание его значения в этом процессе. Объясните родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка(никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы).
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на карьеру. В другом случае укрепите их уверенность в самих себе, в том, что они могут быть терпеливыми, настойчивыми и т. д.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу поведения и развития ребенка. Обсудите с родителями варианты помощи ребенку. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена. Мы вместе против проблемы.
Основные правила ведения личной беседы:
Существует несколько эффективных техник речевого общения. Один из них техника «я- высказывания».
Алгоритм построения «Я-высказывания»:
- Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
- Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
- Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
- Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».
Схема Я-высказывания такова:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение
Когда я вижу, что ты...
Когда я слышу ...
Когда я сталкиваюсь с тем, что...
2. Точное называние своего чувства в этой ситуации
Я чувствую... (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.).
Я не знаю, как реагировать...
У меня возникает проблема....
3. Называние причин
Потому что...
В связи с тем, что...
4. Выражение просьбы.
Метод внешнего согласия
- Вы всегда защищаете любимчиков!
- Я и сама часто думаю о том, какие непохожие, уникальные отношения складываются с каждым ребенком…
Пример 8:
- Мой ребенок не мог этого сделать!
- Может быть…
Использование метода внешнего согласия позволяет не только снизить эмоциональный накал ситуации, но и перевести разговор в русло конструктивного обсуждения проблемы. Так как собеседник не был готов к вашему согласию, ему приходится перестраиваться. В это время легче попытаться договориться, чем стараться переубедить человека, настойчиво доказывая свою точку зрения. Кроме того, используя частичное согласие, мы сами в процессе разговора можем действительно изменить свою позицию, если взгляд на ситуацию нашего партнера окажется более оправданным. Это психологически нетрудно сделать, так как с самого начала не было сказано «Нет!».
Алгоритм работы с возражением
- Согласиться ( с правом иметь такое мнение)
- Уточнить: задайте вопрос
- Аргументировать: приведите аргументы «за»
- Согласиться
Стоит говорить
- Да, вы можете иметь такую точку зрения
- Такое мнение тоже возможно
- Я понимаю вашу точку зрения
- Я вас услышал
- Да, я понимаю, как это важно для вас
- Понимаю, что вы хотите сказать
- Такое мнение тоже оправдано
- Ваша позиция мне понятна
Не стоит говорить
- Ну что вы такое говорите?!
- Кто вам такое сказал?
- Откуда вы это взяли?
- Почему вы так решили?
- Да что вы! Это все не так!
- Вы меня не правильно поняли
- Как вы можете так думать?!
- Вы просто всего не знаете..
- Вы глубоко заблуждаетесь
- При моем опыте…
2. Уточнить
- Я понимаю, что вам пришлось пройти через негативный опыт. А что вам хотелось бы видеть сейчас?
- Понимаю, что вы хотите сказать. Скажите, а почему у вас сложилось такое представление?
- Я понимаю ваши чувства, такое мнение тоже возможно. А что для вас значит «справедливое отношение к ребенку»?
3. Аргументировать
Правила аргументации:
- Обратная связь: быть всегда в диалоге со своим собеседником, это помогает удерживать его внимание и с помощью вопросов подвести его к принятию нужного решения
- Подтверждение: стремиться получить подтверждение собеседника; каждое дополнительное согласие объединяет вас в диалоге и снижает напряжение
- «Язык пользы»: говорите с собеседником на языке его ценностей, его выгод и преимуществ именно для него
- Позитив: говорите позитивно, ваш положительный настрой поможет прийти к позитивным договоренностям
Пример
«Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому он не хочет идти в детский сад»
«Я тоже считаю, что ваш ребенок может общаться лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не может реализовать свои возможности? С кем бы из ребят он бы хотел дружить?...
Иногда детям сложно найти общие темы или повод подружиться с теми ребятами, которые им нравится. Давайте проанализируем вместе, как можно помочь вашему ребенку улучшить общение»
Подведение итогов.
Типы родительского отношения
Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам).
«Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему». Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых родителей, которые перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.
«Избегающий проблем» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, мед работником, педагогом ДОУ. В крайнем случае, родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у меня нормальный ребенок». Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому работнику ДОУ необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно вовремя помочь.
«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного ДОУ. Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.
«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна. За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.
К сожалению, в таких случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка. Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребенок единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды
Типы поведения воспитателей
Среди воспитателей можно наблюдать следующие типы поведения:
«Воспитатель родителей» — для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно молодые работники.
«Закрытые воспитатели» — не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, заведующей, родителей. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.
«Интеллектуалы» - воспитатели, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей. им н очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.
«Дисциплинщики» — требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребенка не приветствуются, так как любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы ребенка – для такого воспитателя превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном дисциплины и послушания ребенка.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников
Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. λ
В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. λ
Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. λ
Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. λ
Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. λ
Обладает развитыми коммуникативными навыками. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»
Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Семинар-практикум«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Построение воспитательно-образовательного процес¬са в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов, а структуру коммуникаци...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...