2.2. Методические рекомендации организации работы с молодыми специалистами
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик»
РАССМОТРЕНО: на Педагогическом совете №1 от 28.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО: заведующий МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» ____________ Бовальдинова Л.М. Приказ № 60.1 от 28.08.2023 г. |
Методические рекомендации
План работы с молодыми педагогами
с.Троицкое, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение. | 2 |
2 | Формы и методы работы с молодыми специалистами . | 3 |
3 | Нормативно – правовая документация (положения) по организации работы молодыми педагогами. | 4 |
4 | План работы школы молодого специалиста | 8 |
5 | Организация деятельности молодого специалиста | 14 |
6 | Организация деятельности педагога-наставника с молодыми специалистами | 19 |
7 | База данных по молодым педагогам | 23 |
8 | Материалы социометрических исследований | 24 |
9 | Анкета для молодых педагогов | 25 |
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С.Макаренко
1. ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.
В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав учебных учреждений стремительно "стареет". В школах работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание».
Каков сегодня педагогический состав в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик»»? За последние пять лет наш педагогический коллектив претерпел большие изменения: в коллективе трудятся молодые специалисты, которые ежегодно поступают к нам на работу. И от того как сложиться трудовая деятельность молодого специалиста, во многом зависит от помощи со стороны всех субъектов педагогического процесса: администрации, коллектива и родителей, на которых ложится большая ответственность.
Одной из первостепенных задач, не просто привлечение молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержание их на педагогическом поприще. Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъема и эйфории начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Основная задача, – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Основная задача, – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Организация наставничества позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала. Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ОУ.
Этапы профессионального становления молодого специалиста
I этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.
II этап - развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.
III этап - 4-5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.
IV этап - совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Формы и методы работы с молодыми специалистами
Методические рекомендации по работе с молодыми педагогами
(в помощь администрации общеобразовательной организации)
- Нормативно – правовая документация по организации работы с молодыми педагогами.
- Положения о наставничестве и молодых специалистах.
- План работы с молодыми педагогами.
- План работы наставника.
- Перспективный индивидуальный план самообразования молодого специалиста.
- Портфолио молодого педагога.
- Мониторинг, педагогическая диагностика. База данных по молодым педагогам.
- Материалы социометрических исследований:
- анкета «Изучение затруднений в работе начинающего педагога;
- анкета для молодого педагога;
- опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».
Вся работа с молодыми специалистами должна быть направлена на то, чтобы сделать молодых учителей успешными, создать пространство, где они могли бы реализовать себя.
Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога и классного руководителя, знакомство с нормативной правовой базой образовательного процесса, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие учащихся, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ
Система работы с начинающими педагогами регламентируется следующими локальными документами:
- нормативно – правовая документация по организации работы с молодыми педагогами:
- положение о наставничестве и молодых специалистах;
- план работы школы молодого специалиста;
- план работы наставника;
- перспективный индивидуальный план самообразования молодого специалиста;
- портфолио молодого педагога;
- мониторинг, педагогическая диагностика.
- база данных по молодым педагогам;
- материалы социометрических исследований.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик»
1.Общие положения
1.1.Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами.
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование по дневной форме обучения.
1.2.Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания предметной специализации и методики преподавания.
2.Цели и задачи наставничества
2.1.Целью наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
2.2.Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования;
- ускорение процесса профессиональной адаптации педагога и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива учреждения образования и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.
3.Организационные основы наставничества
3.1.Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования.
3.2.Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по методической работе и руководители предметных методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников учреждения образования:
- впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждениях образования по распределению;
3.4.Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка дается во время промежуточного и итогового контроля.
4.Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные и локальные нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать перспективный план и план работы на учебный год по работе с молодым специалистом;
- совместно с молодым специалистом разрабатывать план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение: контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом уроков/занятий и внеурочных мероприятий, выполнение плана профессионального становления;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5.Обязанности молодого специалиста:
5.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании методического совета и утверждается приказом руководителя учреждения образования.
5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативную документацию, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления;
-постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
-учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
-совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;
- отчитываться о своей работе перед наставником.
6.Руководство работой наставника
6.1.Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на заместителя директора учреждения образования по методической работе.
6.2.Заместитель директора по методической работе обязаны:
- представить назначенного молодого специалиста педагогам учреждения образования, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закреплённым за ним наставником;
- посетить отдельные уроки/занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
-изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
6.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
-провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УВР.
7. Документы, регламентирующие наставничество.
7.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора образовательной организации об организации наставничества;
- план работы над методической темой школы;
- план работы методического объединения учителей-предметников;
- план работы Школы молодого педагога;
- протоколы заседаний педагогического совета, протоколы совещаний при директоре и завуче, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
ПОЛОЖЕНИЕ О МОЛОДОМ СПЕЦИАЛИСТЕ
МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик»
- Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в целях привлечения
к трудоустройству в отрасль образования молодых педагогических работников, их адаптации и расширения возможностей профессионального развития.
1.2. Настоящее Положение определяет статус молодого специалиста.
молодой специалист – педагогический работник образовательного учреждения в возрасте до 35 лет, соответствующий критериям, установленным в Положении о молодом специалисте
- Статус молодого специалиста
2.1. К молодым специалистам относятся педагогические работники ОО в возрасте до 35 лет:
- получившие диплом о высшем образовании (включая бакалавриат, специалитет, магистратуру);
- получившие диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение квалификации по специальности;
- получившие диплом бакалавра и обучающиеся в магистратуре;
- получившие диплом магистра и обучающиеся в аспирантуре;
- окончившие аспирантуру.
2.2. Обязательным требованием для присвоения статуса молодого специалиста является трудоустройство в ОО:
- после окончания обучения не позднее одного года после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования;
- либо поступившим в течение одного года после получения диплома бакалавра и обучающимся в магистратуре по программам высшего образования по соответствующему профилю деятельности;
- либо в течение одного года после получения диплома магистра и обучающимся в аспирантуре по программам высшего образования по соответствующему профилю деятельности.
2.3. Осуществление трудовой деятельности в иных организациях в период обучения и до даты трудоустройства в ОО (при условии соблюдения установленных настоящим Положением сроков трудоустройства) и работа в ОО до возникновения права на присвоение статуса (окончания обучения в ОО) не может являться основанием для отказа в присвоении выпускнику статуса молодого специалиста.
2.4. Выпускники принимаются на работу в ОО с учетом уровня образования, специальности и квалификации по образованию в соответствии с квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.
2.5. Статус молодого специалиста – совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника со дня заключения трудового договора с ОО на основании приказа о присвоении статуса молодого специалиста.
Статус молодого специалиста действует в течение 3 лет, но не позднее достижения молодым специалистом возраста 35 лет.
В случае увольнения молодого специалиста из одного учреждения и поступления на работу в другое статус за ним сохраняется, период его действия не прерывается.
Статус молодого специалиста подтверждается справкой с предыдущего места работы.
Работодатель имеет право самостоятельно запросить с предыдущего места работы копию документа, подтверждающего присвоение статуса молодого специалиста.
Если выпускник после окончания обучения не имел возможности трудоустроиться в образовательное учреждение по причине призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (в том числе направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу) или беременности и рождения ребенка, то статус молодого специалиста присваивается при условии трудоустройства в образовательное учреждение в течение 3 месяцев по окончании службы и не позднее 3 месяцев после достижения ребенком возраста 3 лет соответственно. При этом обязательным условием для присвоения статуса молодого специалиста является отсутствие трудовой деятельности выпускника в указанном периоде.
2.6. Статус молодого специалиста может быть однократно продлен, но не более чем на 3 года и до достижения молодым специалистом возраста 35 лет, в случае:
- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
- направления по основному месту работы на стажировку или обучение
с отрывом от производства;
- трудоустройства в течение 3 месяцев после окончания обучения в очной магистратуре или аспирантуре, если ранее молодой специалист был уволен из ОО по собственному желанию, обусловленному невозможностью продолжения им работы (зачисление в соответствующ. ОО);
- длительного, более 3 месяцев, периода нетрудоспособности, в том числе по причине беременности и родов;
- предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
2.7. Статус молодого специалиста не может быть присвоен или продлен работнику (выпускнику), принявшему решение о прохождении военной службы по контракту, после или вовремя получения им соответствующего уровня высшего образования.
2.8. Статус молодого специалиста утрачивается в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 и 14 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
2.9. Для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня, в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской
Федерации испытание при приеме на работу не устанавливается.
4.ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1 год
Молодые педагоги 1 уровня
Этап – теоретический (адаптационный)
Цель: оказание практической помощи молодым педагогам в их адаптации в школе, вопросах совершенствования теоретических знаний.
Задачи:
- определить сформированность профессионально значимых качеств с целью разработки адаптационной программы профессионального становления молодого педагога;
- сформировать навыки самоорганизации и активности;
- выявить наиболее серьезные проблемы начинающих педагогов в учебном процессе и определить пути их разрешения.
Прогнозируемый результат: молодой педагог с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области планирования, анализа и самоанализа занятия.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение занятий;
- занятия «ШМП», тренинг, заседания круглого стола.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Разработка и утверждение плана работы «ШМП» на 2023 – 2024 учебный год | До 3 сентября | Заместитель заведующего по ВМР |
2 | Закрепление молодых педагогов за педагогами-наставниками приказом заведующего | До 5 сентября | Заведующий |
3 | Анкетирование молодых педагогов «на входе». | До 10 сентября | Психолог |
4 | Занятие «ШМП». Теоретическое занятие. Понятия «ФГОС ДО», «Программа», «Календарно-тематическое планирование», | Сентябрь | Старший воспитатель |
5 | Обзорный контроль. Посещение занятий с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы молодого педагога. | Сентябрь, в течение месяца | Старший воспитатель |
6 | Распределение молодых педагогов по уровням, составление качественного состава | До 1 октября | Заместитель заведующего по ВМР |
7 | Занятие «ШМП». Календарное планирование: формулировка цели, постановка задач занятия, структура занятия. Различные классификации, типы, виды занятий. | Октябрь | Старший воспитатель |
8 | Посещение занятий опытных педагогов, обсуждение | Ноябрь | Старший воспитатель |
9 | Занятие «ШМП». Самоанализ мероприятия. Критерии составления самоанализа мероприятия. | Декабрь | Старший воспитатель |
110 | Взаимопосещение занятий, анализ, обсуждение. | Декабрь | Старший воспитатель |
111 | Предупредительный контроль. Посещение занятий молодого специалиста с целью наблюдения и диагностики на предмет выявления и предупреждения ошибок. | Январь, в течение месяца | Старший воспитатель |
112 | Заседание круглого стола. Тренинг «Педагогические ситуации». Совместное обсуждение возникших проблем на занятии. Подведение итогов работы за 1 полугодие. | Январь | Заместитель заведующего по ВМР |
113 | Занятие «ШМП». Изучение методических разработок «Требования к анализу занятия». Составление карты анализа занятия. | Февраль | Старший воспитатель |
114 | Посещение занятий опытных педагогов, обсуждение, составление карты анализа занятий | Март | Старший воспитатель |
115 | Повторный контроль. Посещение занятий молодого педагога с целью изучения уровня готовности учителя к работе в условиях ДОО. | Апрель | Старший воспитатель |
116 | Анкетирование молодых педагогов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе. | Май | Педагог-психолог |
117 | Заседание «ШМП». Подведение итогов работы за год. Составление молодым специалистом рефлексивного отчета деятельности, определение задач на новый учебный год. Отчет наставника о проделанной работе, анализ работы молодого педагога. | Май | Заместитель заведующего по ВМР |
118 | Составление отчета работы «ШМП» за 2023– 2024 учебный год. | Июнь | Заместитель заведующего по ВМР |
2 год
Молодые специалисты 2 уровня
Этап – теоретико-апробационный (проектировочный)
Цель: формирование потребности молодого педагога в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков
Задачи:
- стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого педагога посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов;
- сформировать умение планировать и организовать свою деятельность.
- обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Прогнозируемый результат: молодой педагог, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, с сформированной потребностью в постоянном самообразовании
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные консультации;
- посещение занятий;
- мастер-классы;
- открытие занятия, мероприятия.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Разработка и утверждение плана работы «ШМП» на 2024- 2025 учебный год | До 3 сентября | Заместитель заведующего по ВМР |
2 | Закрепление молодых педагогов за педагогами-наставниками приказом заведующего | До 5 сентября | Заведующий |
3 | Анкетирование молодых специалистов на «входе» на предмет выявления педагогических запросов и методических затруднений. | До 10 сентября | Педагог-психолог |
4 | Занятие «ШМП». Составление календарно-тематического планирования. Составление плана по самообразованию. | Сентябрь | Старший воспитатель |
5 | Обзорный контроль. Посещение занятий молодого педагога с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы. | Сентябрь, в течение месяца | Старший воспитатель |
6 | Занятие «ШМП». Система воспитательной работы в детском коллективе. Составление плана воспитательного часа, родительского собрания. Составление психолого-педагогической характеристики группы. Составление плана работы группы. | Октябрь | Старший воспитатель |
7 | Посещение занятий опытных педагогов, обсуждение | Октябрь | Старший воспитатель |
8 | Взаимопосещение занятий, анализ, обсуждение | Ноябрь | Старший воспитатель |
9 | Лекторий «Психолого-педагогическая культура педагога» | Декабрь | Педагог - психолог |
110 | Персональный контроль. Посещение занятий с целью изучения работы молодого педагога за определенный период времени | Январь | Старший воспитатель |
111 | Занятие «ШМП». Современные педагогические технологии. Использование инновационных технологий в образовательном процессе. Выбор темы самообразования | Январь | Старший воспитатель |
112 | Изучение опыта творчески работающих педагогов школы, посещение занятий. | Февраль | Заместитель заведующего по ВМР |
113 | Занятие «ШМП». Портфолио педагога. Использование учебно-дидактических материалов в образовательном процессе. Создание банка педагогических новинок, дидактического материала. | Март | Заместитель заведующего по ВМР |
114 | Взаимопосещение занятий, анализ, обсуждение. | Март | Старший воспитатель |
115 | Проведение открытого занятия/мероприятия в рамках Дней открытых дверей | По плану | Старший воспитатель |
116 | Анкетирование молодых педагогов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений | Май | Педагог-психолог |
117 | Заседание «ШМП». Подведение итогов работы за год. Составление молодым педагогом рефлексивного отчета деятельности, определение задач на новый учебный год. Отчет наставника о проделанной работе, анализ работы молодого педагога | Май | Старший воспитатель |
118 | Составление отчета работы «ШМП» за 2024 – 2025 учебный год. | Июнь | Заместитель заведующего по ВМР |
3 год
Молодые специалисты 3 уровня
Этап – апробационный (контрольнооценочный)
Цель: создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как педагога-профессионала.
Задачи:
- сформировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;
- сформировать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития;
- сформировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием;
Прогнозируемый результат: молодой педагог, умеющий планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование, нетрадиционные формы работы, психологически и профессионально готовый к самостоятельной деятельности
Формы работы:
- индивидуальные, групповые консультации;
- посещение занятий;
- мастер-классы
- открытые занятия, внеклассные мероприятия;
- выступления на педсоветах
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Разработка и утверждение плана работы «ШМП» на 2024- 2025 учебный год | До 3 сентября | Заместитель заведующего по ВМР |
2 | Закрепление молодых педагогов за педагогами-наставниками приказом заведующего | До 5 сентября | Заведующий |
3 | Анкетирование молодых педагогов на «входе» на предмет выявления педагогических запросов и методических затруднений. | До 10 сентября | Педагог-психолог |
4 | Занятие «ШМП». Правила составления авторской программы. | Сентябрь | Старший воспитатель |
5 | Обзорный контроль. Посещение занятий молодого спедагога с целью общего ознакомления с профессиональным уровнем работы. | Сентябрь | Старший воспитатель |
6 | Проведение открытого занятия/внеклассного мероприятия в рамках Дня открытых дверей | По плану | Заместитель заведующего по ВМР |
7 | Посещение уроков опытных педагогов, обсуждение. | Октябрь | Старший воспитатель |
8 | Занятие «ШМП». Система работы с одаренными детьми. Понятие «Одаренность». Виды одаренности. Принципы и подходы в работе с одаренными детьми | Ноябрь | Заместитель заведующего по ВМР |
9 | Взаимопосещение занятий, анализ, обсуждение. | Ноябрь | Старший воспитатель |
110 | Занятие «ШМП». Планирование работы с детьми с низкой мотивацией. Формы и методы коррекционной работы. Методы диагностики, критериального оценивания | Январь | Старший воспитатель |
111 | Изучение опыта творчески работающих педагогов, посещение занятий | Январь | Заместитель заведующего по ВМР |
112 | Фронтальный контроль. Посещение занятий молодого педагога с целью изучения работы за определенный период времени | Февраль | Заместитель заведующего по ВМР |
113 | Проведение открытого родительского собрания | Март | Старший воспитатель |
114 | Организация и проведение декады молодого педагога (открытые занятия, мероприятия, отчетные выступления) | Апрель | Заместитель заведующего по ВМР |
115 | Анкетирование молодых педагогов «на выходе» на выявление профессиональных затруднений. | Май | Педагог-психолог |
116 | Заседание «ШМП». Итоги работы, анализ деятельности молодого педагога. Его характеристика. Определение необходимости продолжения работы по оказанию наставнической помощи | Май | Заместитель заведующего по ВМР |
117 | Составление отчета работы «ШМП» за 2025– 2026 учебный год. | Июнь | Заместитель заведующего по ВМР |
5.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Между тем, молодой педагог сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Поэтому крайне важна организация деятельности молодого специалиста.
План
профессионального становления молодого педагога 1 уровня
на 2023-2024 учебный год
ФИО: Миткеева А.В., Куприянова А.А.
№ № | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности |
1.Организационно-педагогическая деятельность | |||
11 | Составление плана работы на 2023- 2024 учебный год | Сентябрь | План профес. становления |
22 | Изучение правил трудового распорядка и функциональных обязанностей, учебной программы, инструктивно-методического письма. Изучение требований к оформлению и ведению документации. | Сентябрь | Запись в рабочей тетради |
33 | Составление календарно-тематического планирования совместно с наставником | Сентябрь | Календарно- тем. планирование |
44 | Подготовка отчета педагогической деятельности по итогам полугодия (мониторинг) | Сентябрь, май | Отчет |
5 | Подготовка отчёта о проделанной работе за год | Май | Отчет |
2.Учебно-методическая работа | |||
61 | Разработка планов занятий различных типов. | В течение года | Поурочные планы |
2 | Изучение дополнительной литературы | В течен. года | Запись в тетради |
8 | Участие в оформлении группы. | В течение года | Паспорт группы |
9 | Участие в работе учебно-методического объединения. | В течен. года | Запись в тетради |
10 | Посещение занятий опытных педагогов, участие в их анализе. | В течение года | Записи в рабочей тетради |
11 | Изучение педагогического опыта высококвалифицированных педагогов. | В течение года | Записи в тетради |
12 | Изучение педагогических новинок, педагогической и методической литературы | В течение года | Создание базы портфолио |
13 | Разработка учебно-дидактических материалов к занятию. | В течение года | Учебно-дидактич. материал |
14 | Взаимопосещение занятий коллег, наставника, обсуждение | В течение года | Запись в рабочей тетради |
План
профессионального становления молодого педагога 2 уровня
на 2024-2025 учебный год
ФИО: Миткеева А.В., Куприянова А.А.
№ | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности |
1.Организационно-педагогическая деятельность | |||
1 | Составление плана работы на 2024- 2025 уч. год | Сентябрь | План професс. становления |
2 | Изучение учебной программы, инструктивно-методического письма. | Сентябрь | Запись в рабочей тетради |
3 | Самостоятельное составление календарно-тематического планирования | Сентябрь | Календарно- темат. планирование |
4 | Составление плана взаимодействия с родителями совместно с наставником | Сентябрь | План взаимодействия с родителями |
5 | Подготовка отчета педагогической деятельности по полугодиям (мониторинг успеваемости) | Сентябрь, май | Отчет |
6 | Подготовка отчёта о проделанной работе за год | Май | Отчет |
2.Учебно-методическая работа | |||
7 | Посещение занятий наставника, взаимопосещение занятий коллег | В течение года | Запись в рабочей тетради |
8 | Посещение занятий опытных педагогов, изучение передового педагогического опыта | В течение года | Запись в рабочей тетради |
9 | Изучение дополнительной литературы. | В течение года | Создание портфолио |
10 | Участие в работе методического объединения. | В течение года | Запись в тетради |
11 | Изучение педагогических новинок, педагогической и методической литературы по современным педагогическим технологиям | В течение года | Создание базы портфолио |
12 | Разработка учебно-дидактических материалов к занятиям | В течение года | Создание базы портфолио |
13 | Проведение открытого занятия. | По плану МО | Разработка занятия |
14 | Выступление на заседании МО | По плану МО | Доклад выступления |
15 | Прохождение курсов повышения квалификации | В теч. года | Сертификат |
3. Воспитательная работа | |||
16 | Изучение состава группы и индивидуальных особенностей воспитанников | Сентябрь-декабрь | Запись в рабочей тетради |
17 | Составление психолого-педагогической характеристики группы | Январь | Характеристика группы |
18 | Проведение вечеров – развлечения по плану | В теч. года | План |
19 | Проведение родительских собраний | В течение года | Запись в рабочей тетради, план |
План
профессионального становления молодого педагога 3 уровня
на 2025 -2026 учебный год
ФИО: Миткеева А.В., Куприянова А.А.
№ | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности |
1.Организационно-педагогическая деятельность | |||
1 | Составление плана работы на 2025 - 2026 учебный год | Сентябрь | План проф.становления |
2 | Изучение учебной программы, инструктивно-методического письма. | Сентябрь | Запись в рабочей тетради |
3 | Самостоятельное составление календарно-тематического планирования, плана взаимодействия с родителями. | Сентябрь | Планы |
4 | Подготовка отчета педагогической деятельности по итогам полугодия (мониторинг) | Сентябрь, май | Отчет |
5 | Подготовка отчёта о проделанной работе за год | Май | Отчет |
2.Учебно-методическая работа | |||
6 | Составление программы проекта совместно с наставником | Сентябрь | Программа проекта |
7 | Организация работы с детьми, имеющими высокую мотивацию (с одаренными детьми) | Октябрь | План работы |
8 | Организация работы с детьми, имеющими низкую мотивацию (со слабоуспевающими детьми) | Январь | План работы |
9 | Проведение открытого занятия. | По плану МО | Разработка занятия |
10 | Выступление на Педагогическом совете | По плану ДОО | Доклад |
11 | Участие в конкурсах профессионального мастерства | По плану ДОУ | Портфолио |
12 | Проведение открытого занятия в рамках Декады молодого специалиста | Апрель | Разработка занятия |
13 | Работа над темой самообразования | В течение года | Портфолио |
14 | Посещение занятий наставника, взаимопосещение занятий коллег | В течение года | Запись в рабочей тетради |
15 | Изучение педагогических новинок, педагогической и методической литературы по современным педагогическим технологиям | В течение года | Создание базы портфолио |
16 | Разработка учебно-дидактических материалов к занятию | В теч. года | Портфолио |
17 | Прохождение курсов повышения квалификации | В теч. года | Сертификат |
18 | Публикация научно-методических материалов | В теч. года | Публикации |
3. Воспитательная работа | |||
19 | Изучение состава группы и индивидуальных особенностей воспитанников. | Сентябрь-декабрь | Запись в рабочей тетради |
20 | Составление психолого-педагогической характеристики группы. | Январь | Характеристика группы |
21 | Проведение открытого вечера - развлечения | По плану | Разработка |
22 | Проведение воспитательных мероприятий по плану | В теч. года | План |
23 | Проведение родительских собраний | В теч. года | План |
Форма Перспективного индивидуального плана самообразования
молодого педагога
на ____________________ учебные года
Методическая тема ДОУ: _______________________________________________________________
Методическая тема МО: ________________________________________________________________
Методическая тема педагога: ____________________________________________________________
Цель: ________________________________________________________________________________
Задачи:
1. ____________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________________
Ожидаемые результаты: ________________________________________________________________
Направления самообразования:
1. Профессиональное (Изучить новые программы, уяснить их особенности и требования, знакомиться с новыми педагогическими технологиями, повышать квалификацию на курсах ПК).
2. Психолого-педагогические (Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики)
3. Методические (Совершенствовать знания современного содержания воспитания и образования воспитанников, знакомиться с новыми формами, методами и приёмами образования, организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, изучать опыт работы лучших учителей, посещать занятия коллег, проводить самоанализ профессиональной деятельности, создать собственную базу лучших сценариев мероприятий).
Форма отчета молодого педагога о проделанной работе
ФИО -
Должность -
Педагогический стаж -
Стаж работы в МДОКУ –
За отчетный ______________ учебный год мной осуществлялась работа по следующим направлениям:
1. Самообразование
1.1. Курсы повышения квалификации
1.2. Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где)
1.3. Изучение педагогической, научно-методической литературы
1.4. Взаимопосещение занятий (сколько занятий посетили)
2. Собственно-педагогическая деятельность:
2.1. Открытые занятия (тема, дата, группа).
2.2. Выступление на заседаниях МО, Педагогических советах (тема, дата)
2.3. Участие в конкурсах, семинарах, (достижение)
3. Работа с детьми:
3.1. Группы, в которых работала
3.2. Качество знаний (в сравнительном разрезе по полугодиям и за год)
3.3. Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения)
3.4. Работа со слабоуспевающими детьми
3.5. Взаимодействие с родителями
Выводы: итоги работы (степень выполнения плана работы, проблемы, с которыми столкнулись в течение года). Прогнозирование работы на новый учебный год (что планируете провести, где участвовать)
Портфолио молодого педагога
«Портфолио» педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. «Портфолио» позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской. Важная цель «портфолио» – представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост педагога, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
№ | Разделы | Содержание |
1 | Общие сведения о педагоге | Резюме |
Копия диплома об образовании с приложением | ||
Копия документа, удостоверяющего личность | ||
Копии сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации, обучении | ||
Копии грамот, благодарственных писем | ||
2 | Научно-методическая деятельность | План работы профессионального становления молодого педагога |
Перспективный план самообразования | ||
План работы с одаренными детьми | ||
План коррекционной работы со слабоуспевающими детьми | ||
Доклады выступлений на заседании МО | ||
Доклады выступлений на заседании Педагогического совета | ||
Разработки открытых занятий, внеклассных мероприятий | ||
Материалы по теме самообразования | ||
3 | Учебно-воспитательная деятельность | Разработки вечеров – развлечения, |
Копии грамот классного коллектива | ||
4 | Результаты педагогической деятельности, мониторинг | Мониторинг успеваемости по итогам полугодия, года |
Мониторинг достижений, одаренных учащихся |
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
В современных условиях выпускник вуза и колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию НОД, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда педагога, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого педагога. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
План работы
наставника с молодым педагогом на 2023-2024 учебный год
Наставник: Арабгаева В.В., Андратова Е.В.
Молодой педагог: Куприянова А.А., Миткеева А.В.
№ | Содержание мероприятия | Срок |
| ||
1 | Планирование работы с молодым педагогом на учебный год | Сентябрь |
2 | Собеседование, анкетирование с молодым педагогом на предмет выявления запросов, трудностей | Сентябрь |
3 | Ознакомление с планом работы учреждения образования, деятельностью учебно-методического объединения | Сентябрь |
4 | Подготовка характеристики с оценкой работы молодого педагога за весь период адаптации | Май |
| ||
1 | Изучение нормативной документации | Сентябрь |
2 | Помощь в составлении планирования работы молодого педагога, календарно-тематического планирования | Сентябрь |
3 | Совместная подготовка и отбор дидактического материала для НОД | В теч. года |
4 | Помощь в разработке планов-конспектов НОД по теме или отдельного занятия, мероприятия | В теч. года |
5 | Посещение НОД, мероприятий и их последующий анализ | В теч. года |
6 | Консультации по вопросам методики преподавания и проведения мероприятий | В теч. года |
7 | Отчет о проделанной работе на заседании МО | По плану МО |
8 | Помощь молодому педагогу в составлении отчета по итогам деятельности | Май |
План работы
наставника с молодым педагогом на 2024-2025 учебный год
Наставник: Арабгаева В.В., Андратова Е.В.
Молодой педагог: Куприянова А.А., Миткеева А.В.
Направления деятельности | Формы деятельности | Периодичность |
Оказание помощи в осуществле нии качественного планирования | Консультативная помощь в разработке календарно-тематического плана, плана самообразования | Сентябрь |
Помощь в корректировке календарно-тематического плана (с учетом пробелов по темам). | По итогам полугодия | |
Совместная разработка поурочных планов разных типов НОД. | 1 раз в месяц | |
Проверка умения составлять планы разных типов НОД. | 1 раз в месяц | |
Оказание помощи по организации качественной работы с документа цией | Консультация по ведению журналов. Знакомство с инструкцией. | 1 раз в год (сентябрь) |
Консультация по оформлению Портфолио воспитанников. | 1 раз в год (сентябрь) | |
Организация деятельности по повышению качества преподавания | Посещение и анализ НОД молодого педагога | 1 раз в 2 недели |
Консультации по разработке дидактического и наглядно-демонстрационного материала. | По мере необходимости | |
Консультации по отбору материала, выбору форм, методов и средств воспитания и образования | По мере необходимости | |
Консультации по организации работы с одаренными детьми | По мере необходимости | |
Консультации по организации работы со слабоуспевающими детьми | По мере необходимости | |
Контроль качества усвоения детьми программного материала. | Мониторинг | 2 раза в год |
Диагностика затруднений | Беседы, анкетирование | По необходимости |
План работы
наставника с молодым педагогом на 2025-2026 учебный год
Наставник: Арабгаева В.В., Андратова Е.В.
Молодой педагог: Куприянова А.А., Миткеева А.В.
№ п/п | Содержание мероприятия | Срок |
| ||
1 | Планирование работы с молодым педагогом на учебный год | Сентябрь |
2 | Собеседование, анкетирование с молодым педагогом на предмет выявления запросов, трудностей | Сентябрь |
3 | Ознакомление с планом работы учреждения образования, деятельностью методического объединения | Сентябрь |
4 | Подготовка характеристики с оценкой работы молодого педагога за весь период адаптации | Май |
| ||
5 | Изучение нормативной документации | Сентябрь |
6 | Помощь в составлении планирования работы молодого педагога, календарно-тематического планирования | Сентябрь |
7 | Совместная подготовка и отбор дидактического материала для НОД | В течение года |
8 | Помощь в разработке планов-конспектов НОД по теме или отдельного занятия, мероприятия | В течение года |
9 | Посещение НОД, мероприятий и их последующий анализ | В течение года |
10 | Консультации по вопросам методики преподавания и проведения мероприятий | В течение года |
11 | Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения | По плану МО |
12 | Помощь молодому педагогу в составлении отчета по итогам деятельности | Май |
Форма отчет наставника
о проделанной работе с молодым педагогом
за ___________________учебный год
- Сколько педагогических мероприятий было посещено
- Какая методико-педагогическая помощь была оказана молодому педагогу в течение года
- Какие недостатки были выявлены в работе молодого педагога
- Над чем необходимо работать молодому педагогу в дальнейшем в целях ликвидации выявленных недостатков
- Прогнозирование работы на новый учебный год
7. БАЗА ДАННЫХ ПО МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ
Форма 1
Качественный состав молодых педагогов на 2023-2024 учебный год
№ | ФИО | Должность, с какого времени на этой должности | Дата рожд-я | Образование, учебное заведение, специальность по диплому | Пед. стаж | Воз раст |
1 | Куприянова А.А. | Воспитатель, июль 2023г. | 04.02.1978г. | Среднее специальное Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова | 2,9мес. | 45 |
2 | Миткеева А.В. | Воспитатель, ноябрь, 2022г. | 05.08.1988г. | Среднее – специальное Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова | 10 мес. | 35 |
Форма 2
Список молодых педагогов по уровням подготовленности на 2023-2024 учебный год
№ | ФИО молодого педагога | Уровень подготовленности | Стаж |
11 | Куприянова А.А. | 1 уровень – теоретический (адаптационный) | 2,9 мес. |
22 | Миткеева А.В. | 1 уровень – теоретический (адаптационный) | 10 мес. |
Форма 3
Наставники молодых педагогов на 2023-2024 учебный год
№ | ФИО молодого педагога | Стаж | ФИО наставника | Стаж |
1 | Куприянова А.А. | 2,9 мес. | Арабгаева В.В. | 20 |
2 | Миткеева А.В. | 10 мес. | Андратова Е.В. | 8 |
8.МАТЕРИАЛЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анкета
«Изучение затруднений в работе начинающего педагога»
____________________________________________________________________________
(Ф.И.О., учреждение образования)
№ п/п | Вид деятельности | Самооценка «+» или «-» |
1. Анализ педагогической деятельности | ||
1. | Умение проводить самоанализ НОД | |
2. | Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия | |
3. | Умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности воспитанников | |
2. Планирование. | ||
1. | Годовое | |
2. | Календарное | |
3. | Тематическое | |
4. | Проекта | |
5. | Взаимодействия с родителями | |
3. Организация. | ||
1. | Личного труда | |
2. | Образовательно-познавательной деятельности воспитанников | |
3. | Воспитательной работы | |
4.Контроль и коррекция. | ||
1. | Самоконтроль и коррекция | |
2. | Контроль уровня воспитанности | |
3. | Коррекция знаний воспитанников | |
5.Владение технологией современного занятия. | ||
1. | Постановка триединой цели занятия | |
2. | Выбор типа занятия | |
3. | Отбор главного, существенного в содержании учебного материала | |
4. | Отбор методов и форм организации познавательной деятельности воспитанников | |
5. | Способы дифференциации воспитания и образования | |
6. Индивидуальные затруднения (укажите вопросы, по которым нужна консультация) | ||
1. |
9.АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
ФИО педагога_________________________________________________________________________
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватает в начальный период педагогической деятельности (допишите)?______________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении НОД
- проведение мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с воспитанниками, их родителями
- другое (допишите) ____________________________________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цели НОД
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей НОД
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в образовании
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать воспитанников в образовании и воспитании
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников
- развивать творческие способности воспитанников
- другое (допишите) ________________________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практикоориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого специалиста
- другое (допишите)________________________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников
- учет и оценка знаний воспитанников
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
другое (допишите)____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"
презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...
Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ
Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...
Наставничество. Организация работы с молодым специалистом.
В моей работе предоставлен теоретический и практический материал на год по работе с молодым специалистом. В современных условиях реформирования национальной системы образования большое значение имеет ...
Методические рекомендации "Организация работы с неорганизованными детьми" (группы кратковременного пребывания)
организация работы с детьми не посещающими ДОУ...
Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»
Методические рекомендации«Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе» ...
Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природн...
Методические рекомендации «Организация работы по использованию компонентов оздоровительной технологии Егорова Б.Б. в укреплении здоровья дошкольников»
В рекомендациях речь идет о закаливании, о методике контрастного воздушного закаливания (по технологии Б.Б.Егорова)...