Взаимодействие детского сада и библиотеки , как средство формирования читательской грамотности у воспитанников доо
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И БИБЛИОТЕКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОО
В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. Её место занимает телевидение и другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к книге является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст – время становления читателя в ребёнке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.
Одним из условий приобщения дошкольников к книге является взаимодействие ДОУ с социальными институтами, в частности с библиотекой.Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.В последнее время представление о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной инфраструктуре сильно изменилось. Помимо работы с абонентами, уделяют большое внимание образовательной деятельности с целью интеллектуального, творческого развития читателей, продвижения чтения. [1]
Возможности сотрудничества детского сада и библиотеки составляют вариативную часть общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации. Все знания, полученные в ходе реализации программ социального партнерства, естественным образом интегрируются в образовательную деятельность дошкольной организации.[3]
Целью взаимодействия детского сада и библиотеки является формирование у воспитанников интереса и потребности в чтении художественной литературы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- формировать интерес к книге как к источнику информации;
- приобщать воспитанников к художественной литературе;
- формировать у них запас литературных художественных впечатлений;
- развивать выразительную литературную речь.
В начале каждого учебного года мы, педагоги и родители, знакомимся с тематикой мероприятий библиотеки на текущий учебный год, выбираем самые актуальные, социально-значимые мероприятия для организованных групп детей и согласовываем определенную тематику с руководителями отделов библиотеки. В процессе совместной деятельности проводим апробацию новых образовательных программ, обсуждаем их, вносим коррективы с учетом возраста воспитанников.
Свою работу с библиотекой строим на основе договора о совместной деятельности, в котором предусматриваются разные формы работы, учитывающие запросы родителей и особенности детей дошкольного возраста: литературные праздники и развлечения,театрализованные представления, авторские встречи, общие родительские собрания.
Первые посещения библиотеки начинаем с экскурсий, где дети знакомятся с внутренним оформлением библиотеки, с правилами поведения в этом общественном месте, профессиональными обязанностями библиотечных работников. Дети наблюдают, как библиотекари консультируют и помогают выбрать необходимую литературу, как выдают книги, показывают, где хранится библиотечный фонд, объясняют, как быстро можно найти нужную книгу. Проводят экскурсии в музей рукописной книги, театральной куклы, знакомятся с литературным музеем, где собраны произведения поэтов и писателей.
В библиотеке организуются игровые занятия по совместным авторским программам; литературные викторины, к которым необходимо прочитать определенные произведения и ответить на вопросы. При каждом посещении библиотеки мы берем книги и читаем их в свободное время нашим детям.
Наши воспитанники в восторге от познавательно-игровых программ в отделе «Мир необыкновенных книг» с использованием нео-книг: звуковых, говорящих, музыкальных, тактильных, книг-игр, книг-пазлов, книг в 3D, конструкторов, театров и много других.
Много интересного познают дети в читальном зале «Сказка», здесь они могут рассмотреть иллюстрации к знакомым произведениям, слушают аудиокниги, знакомятся с героями сказок. Очень нравится игровой уголок, который оформляетсяпо определенной сказке, где дети могут увидеть, потрогать предметы (корыто, печка, ухват).
Одно из направлений совместной деятельности - это выставки рисунков. Дети активно участвуют в таком мероприятии, организованном библиотекой. Представляли рисунки по темам «Помню. Горжусь….», «Мой славный город», «Моя мама».
Наши воспитанники выставляют не только свои рисунки, но приходят в библиотеку со своим театрализованным представлением. На сцене библиотеки наши воспитанники показали музыкально-драматические спектакли «Федорино горе», «Заюшкина избушка».
С большим энтузиазмом дети участвуют в конкурсе рукописной книги и специально организованных концертах. На концертах наши воспитанники выразительно читают стихи и показывают небольшие инсценировки, соответствующие своему возрасту.
На базе библиотеки происходит обмен опытом по работе с книгой через использование нетрадиционных форм и методов работы, а так же повышение педагогической культуры родителей по вопросамприобщения детей к чтению книг. Такие как: литературные гостиные (включают деловые игры и викторины по вопросам художественной литературы) и круглый стол.
Родителям воспитанников предоставляется возможность для общения по вопросам чтения, обмена читательским опытом. Педагогами и работниками библиотеки проводятся консультации по данной теме, даются рекомендации. Диалог может принимать форму «вопрос - ответ».
Книга помогает закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей. Результаты нашей совместной работы только радуют: у большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге. Выполнив домашнее задание, семьи воспитанников приходят в библиотеку и принимают участие в тематических викторинах, или рассказывают о своей домашней библиотеке и любимых книгах. Такие мероприятия способствуют возрождению семейного чтения, формированию отношения к домашней библиотеке как семейной ценности, передающейся от поколения к поколению.[2]
В результате посещений мероприятий в библиотеке у детей возникла идея создать настоящую библиотеку в группе. Многие родители поддержали наше начинание и приняли участие в акциях«Моя любимая книга», «Книги - верные друзья», более того, они решили подарить детям группы интересные, увлекательные книги, которых нет в дошкольной организации. Так появилась групповая библиотека. Все принесенные книги разделили на четыре группы: сказки, рассказы, стихи, познавательные книги. Назначили ответственных за порядок. Дети сами организуют выставки в групповой библиотеке по разным направлениям в зависимости от актуальности: лексические темы, времена года, праздники.Они стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их.
В результате организованной деятельности у детей появилась необходимость выразить впечатления через игру. Возникла сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Дети сами стали выступать инициаторами игры, договариваться о ролях, меняться ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра показала, что дети знают все роли, умеют общаться.
Таким образом, в результате организованной работы с детьми, детским садом и библиотекой
- у воспитанников появилась потребность посещать библиотеку, сформировались читательские умения,
- положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы,
- повысился уровень познавательного, речевого развития детей,
- сформировался интерес к художественной книге.
Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, предает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Список литературы
#1043;авренкова, Н.В. Посещение библиотеки. Первое знакомство / Н.В. Гавренкова // Воспитание дошкольников. – 2019. – № 1. – С. 33–36.
#1047;убенко Н.Ю. Рекомендации по подбору художественных произведений для организации игры дошкольников / Н.Ю. Зубенко, Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2018. – № 6. – С. 3–8.
#1055;антелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2019. – № 8. – С. 52–60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие детского сада с библиотекой"
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативн...
Взаимодействие детского сада и библиотеки.
взаимодействие детского сада библиотеки и семьи из личного опыта....
«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с...
Консультация для родителей. «Взаимодействие детского сада и библиотеки».
одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка является взаимодействие с библиотекой...
Консультация для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
В педагогике есть вопросы, в которых семья играет ведущую роль. Одним из таких вопросов является проблема обучения детей финансовой грамотности. Решение этой проблемы позволяет решить важную задачу фо...
Педагогический проект «Буктрейлер, как средство формирования читательской грамотности у дошкольников»
Педагогический проект "Буктрейлер - современная технология, повышаюшая интерес к чтению" создан для педагогов и воспитанников, основан на совместной проектной деятельности воспитателя и роди...