Консультация для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
консультация по основам финансовой грамотности

Головинская Марина Валерьевна

В педагогике есть вопросы, в которых семья играет ведущую роль. Одним из таких вопросов является проблема обучения детей финансовой грамотности. Решение этой проблемы позволяет решить важную задачу формирования начал финансовой социализации детей и адаптации их к реалиям современной жизни уже в первом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

Одной из определяющих функций семьи является экономическая функция. Экономика и семья соседствуют друг с другом. В реальной жизни семья преследует цель повышения материального благосостояния семьи, всех ее членов и особенно детей.

Воспитательный потенциал семьи во многом зависит от того, какие материальные условия она может создать для своего существования (жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т. д.). Также важно, как семья может распорядиться имеющимися у нее благами и кто является их распорядителем и владельцем. К таким благам относится, прежде всего, бюджет, то есть деньги, заработанные всеми членами семьи.

Убедительным показателем актуальности обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста является привлечение родителей ребенка к выполнению домашних заданий.

В педагогике есть вопросы, в которых семья играет ведущую роль. Одним из таких вопросов является проблема обучения детей финансовой грамотности. Решение этой проблемы позволяет решить важную задачу формирования начал финансовой социализации детей и адаптации их к реалиям современной жизни уже в первом классе.

Молодые учителя, а иногда и опытные педагоги, могут узнать секреты домашней экономики только от многих родителей. Существует множество примеров того, как полезные навыки и привычки, приобретенные дома, проявляются в повседневной жизни детей в детском саду. Такие дети выгодно отличаются от своих сверстников по уровню и качеству практических навыков, осознанию собственной деятельности и готовности помогать няне и воспитателю в повседневной жизни. На таких детей воспитатели всегда могут положиться при организации повседневной деятельности группы, привлечь их к распределению работы и выполнению своих обязанностей, особенно в отсутствие помощника воспитателя.

Например, когда дежурный распределяет учебные материалы для класса, большинство дежурных ведут себя традиционно. Они могут посадить за каждый стол по одному человеку, но при этом равномерно разливают краску на всех и расставляют оборудование для отсутствующих детей. Однако некоторые дежурные не забывают об этом и с разрешения учителя предлагают детям сесть со своими сверстниками (меньше краски для раздачи и меньше розеток для мытья). Предложите взять с собой на площадку клочки цветной бумаги и рассортировать их на улице, чтобы не сокращать прогулку.

Многих детей подготовительной группы отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.

Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их умение дети сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи, они уже получают первоначальные основы финансовой грамотности и первый опыт финансовой социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая«Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей этих детей о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей : цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.

Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.

Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир финансов понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы, которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием темы занятия.

Воспитатель объясняет родителям, что показать детям значение труда в жизни людей, многообразие профессий он сможет только при условии непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят«Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору»«бумаги складывает»«ходит по кабинетам» и т. п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.

Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование, что они делают на работе, т. е. результаты работы и др.

Воспитатель подбирает литературу, которую родители могут читать детям. Дает советы относительно того, как обсуждать прочитанное, когда целесообразно задать несколько вопросов, а когда достаточно одного, но очень важного и определяющего все содержание прочитанного. Особенно это необходимо учитывать после прочтения произведений на морально – этические темы.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.

Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство сорадости за успехи других и за свои собственные удачи.

Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т. д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве.

Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т. д.

Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все же надо искать разнообразные способы включение ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться.

Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов программы по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о покупательной и накопительной способности денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки с изображением разного вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.

Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.

Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.

У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны.

Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т. д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама.

Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие. Расскажите детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.).

Необходимо детям рассказать о том, что реклама адресуется взрослым, так как только взрослые работают и у них есть деньги. Дети только могут смотреть и сообщать родителям об увиденном. Следует объяснить детям, почему люди, не смотря на рекламу, не спешат сразу покупать товар: одни думают, надо ли это делать, а может быть, товар некачественный, надо на него посмотреть, а у других пока просто нет на покупку товара денег. Иногда реклама бывает обманной (случаи с рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.).

Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание рекламы вместе с родителями к рисункам детей по темам: «Если бы у меня было собственное дело»«Какая реклама мне нравится»«Телереклама» и т. п. К примеру, в детском саду они рисуют на темы «Свое дело»«Моя профессия – кем я буду», а дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному общению.

Очень важной, завершающей частью работы по воспитанию финансовой грамотности является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к финансам – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формирования с детского возраста образа своей будущей семьи.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Вовремя сделанное замечание может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери самое дорогое - дитя. Равнодушие взрослых делает их косвенными виновниками несчастных случаев. В любой ситуации побеждает...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьт в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 1...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...

Консультация "Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организ...

«Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

  В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него мож...