Технология развития инициативности дошкольников - "Развивающий диалог"
материал
Чек-лист для подготовки и проведения развивающего диалога с дошкольниками облегчит воспитателю процесс подготовки и поможет провести самоконтроль и самоанализ. Чек-лист является рабочим иснтрументом воспитателя, в котором он может делать отметки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chek_list_po_razvivayushchemu_dialogu.docx | 10.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕК-ЛИСТ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Цель деятельности педагога | Педагогические приемы, формы работы | Отметка об исполнении | |
1 | Предварительная подготовка к развивающему диалогу | 1.Выбрать тему | |
2.Придумать схожую по содержанию проблему, альтернативную тему | |||
3.Можно, но не обязательно анонсировать детям тему развивающего диалога | |||
4.Продумать возможные версии, ответы детей и заранее продумать контраргументы на эти версии | |||
5.Придумать универсальный контраргумент на случай непредвиденной ситуации. Например: на аргумент ребенка «Я видел это по телевизору», контраргумент «По телевизору разное показывают, и не всегда правду». | |||
6.Продумать, как будет организовано фиксирование версий, мнений детей. Возможные варианты: - сразу зарисовывать и раскладывать по индивидуальным кармашкам; - заранее подготовить наглядное изображение основных версий и прикреплять под соответствующим изображением листочек с именем и фамилией ребенка, который так думает; - фиксировать по ходу на листах А4 основные версии, которые прозвучат, вывешивать их для общего обозрения и на них фиксировать имя и фамилию каждого ребенка, кто так думает; - другой вариант. | |||
7.Листы бумаги, ручку, фломастер для фиксирования версий детей. | |||
8.Место для выставки творческих работ детей, которое будет стоять несколько дней. | |||
9.Самые разнообразные материалы для творческого самовыражения детей: для рисования, лепки, аппликации, конструирования, постройки, эксперимента, ряжения и т.д. | |||
2 | Выбор темы | 1.Тема должна быть в форме проблемы, проблемного вопроса | |
2.Проблемный вопрос НЕ должен иметь однозначного правильного ответа | |||
3.Тема должна позволять интересный вход в проблему. | |||
3 | Структура развивающего диалога | 1.Начинается на утреннем круге | |
2. Занятия не проводятся | |||
3.По времени — не ограничено. Может продолжаться несколько дней - пока сохраняется интерес детей и желание погружаться в эту проблему | |||
4. Начало развивающего диалога — яркая «точка удивления», проблема, захватывающая все внимание детей | |||
5. Идет обсуждении проблемы: - каждый ребенок выдвигает версию, обосновывает ее; - воспитатель подчеркивает обоснованность версии и выдвигает контраргумент; - воспитатель наглядно фиксирует версию ребенка (схематическое или наглядное изображение версии и имя, фамилия ребенка); - воспитатель вывешивает, размещает наглядное изображение версии ребенка. | |||
6. Творческая деятельность детей. Каждый ребенок сам решает, что и как он сделает, как выразит свои впечатления. Допускается работа в микрогруппах — дети сами решают, в группе (паре) или индивидуально они будут работать. | |||
7. Каждый ребенок представляет свой творческий продукт, рассказывает, что он воплотил, изобразил. | |||
8. Воспитатель подводит итог. Итог НЕ равен нахождению правильного ответа. Итог проходит в форме повторения первоначальной проблемы, озвучивания основных версий и повторения того, что на данный момент правильный ответ не известен. | |||
9. Организация выставочного места с творческими работами детей | |||
4 | Позиция воспитателя во время развивающего диалога | 1. Позиция воспитателя «на равных», «вместе». Воспитатель также НЕ знает правильного ответа. | |
2.Каждую версию ребенка должен помочь ему обосновать. | |||
3.На каждую версию каждого ребенка выдвигает контраргумент. | |||
4. Направляет рассуждения, диалог детей. | |||
5. Время от времени резюмирует ход рассуждений, чтобы дети не запутались и не потеряли логику. | |||
6.Поддерживает проблемную ситуацию, обостряет ее, когда активность и интерес начинают угасать. | |||
7.При необходимости, если проблемная ситуация быстро исчерпала себя, угасла, воспитатель предлагает заранее подготовленную схожую по содержанию проблему. | |||
8.Следит, чтобы все дети приняли участие, высказали свое мнение. Если ребенок не выдвигает версию, можно использовать прием «Соавторы»: воспитатель спрашивает, с какой версией ребенок согласен и фиксирует имя и фамилию этого ребенка на соответствующей версии. | |||
9.Использует приемы О. Бренифье | |||
5 | Позиция детей во время развивающего диалога | 1.Должен принять участие каждый ребенок | |
2.Свою версию ребенок обязательно должен обосновать, аргументировать. | |||
6 | Участие родителей | 1.Не обязательно, но возможно. Воспитатель сам решает, в какой форме. | |
2.Возможно домашнее задание — при условии, что развивающий диалог будет продолжен на следующий день с детьми. | |||
7 | Антикритерии развивающего диалога (чего НЕ должно быть) | 1.Дети все делают по инструкции и подсказке воспитателя. | |
2.Воспитатель указывает детям, какой вид творческой деятельности выбрать | |||
3. Воспитатель говорит детям, что именно что рисовать, лепить, и т. д., | |||
4.Воспитатель говорит, какая версия правильная, а какая неправильная | |||
5.Воспитатель дает детям готовые ответы. | |||
6.Некоторые дети не приняли участие и не записаны в «соавторы» версий. | |||
7.Скучный развивающий диалог, интерес быстро иссяк. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность
Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....
Статья "Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений"
Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Процесс организации методической работы ци...
"Риторика как технология развития речи дошкольника"
в данной статье рассмотрены некоторые компоненты и приёмы технологии риторизации....
Презентация "Развитие инициативности дошкольников" для подготовительной группы
Презентация "Развитие инициативности дошкольников" для подготовительной группы...
"Особенности организации среды для развития инициативности дошкольников"
Организация предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников....
Развитие инициативности дошкольников
Конспект родительского собрания«Как воспитать инициативного и самостоятельного ребенка»...
Технология поддержки детской индивидуальности и развития инициативности дошкольников - "Утренний круг"
Для облегчения подготовки к проведению утреннего круга в дошкольной группе и самоконтроля соблюдения всех необходимых требований предлагаю чек-лист для подготовки и проведения утреннего круга. Чек-лис...