Реализация гендерного подхода через подвижные игры
консультация

Елена Владимировна Игнатченко

Этот материал будет полезен воспиателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_gendernogo_podhoda.docx70.28 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация гендерного подхода

 через подвижные игры

консультация для воспитателей

C:\Users\Пользователь\Desktop\Физическая культура\видыспорта\3.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Физическая культура\видыспорта\1.jpg

        
Игра вообще это имитация многих сторон жизнедеятельности человека. Эффективное средство формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости, что имеет большое значение для воспитания и девочек и мальчиков. Это способ усвоения общественного опыта, правил и способов взаимодействия со сверстниками, взаимопонимания и согласования своих действий с действиями других детей.

Определяя игру, как ведущий вид деятельности дошкольника нужно понимать, что это преимущественно совместная сюжетно-ролевая игра и только она моделирует роли мужские и женские из повседневной жизни общества. Другие виды игр, в том числе и подвижные (дидактические, строительные) хотя и широко используются в дошкольном воспитании, но служат для реализации частных воспитательных, а конкретно подвижные игры и оздоровительных задач.

Гендерная социализация это процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности , становление и развитие полоролевого поведения. Подвижная игра может рассматриваться здесь только как возможность опосредованного воздействия на поступки и поведение мальчиков и девочек.

К 6-ти годам ребенок признает свою половую принадлежность окончательно. Это происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков, когда родители стараются создать гендерный образ своего ребенка с помощью одежды, прически, обуви, игрушек. Детям прививаются нормы поведения характерные для девочек, или для мальчиков. В игровой деятельности мальчики ориентированы на большие пространства, как горизонтальные, так и вертикальные, а девочки на ограниченные, небольшие и укромные уголки.

Содержание существующих программ воспитания в ДОУ не учитывает гендерные особенности мальчиков и девочек. Идет упор на психологические, возрастные и индивидуальные особенности. Физическое воспитание возможно на основе половых различий, так как они выявлены и обоснованы научными данными многих исследований. Есть различия в объемах двигательной активности у мальчиков и девочек, но они не существенны для дошкольников. Так для мальчиков благоприятен режим большой двигательной активности, который составляет 3,5 часа в неделю, а для девочек благоприятным считается 2,5 часа средней двигательной активности. Эти различия послужили основанием для разработки нормативов физической готовности для мальчиков и девочек.

Что касается подвижных игр, то по результатам педагогических наблюдений М.А. Руновой как  у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям.

Можно обратиться к народным подвижным играм, которые всегда являлись основой всестороннего развития как девочек , так и мальчиков и являются способом передачи исторического и социального опыта. Все народные игры проникнуты принципом справедливости, воссоздания по заслугам и приучали детей в равной степени подчиняться воле всех. Это обязательное условие для выполнения и мальчиками и девочками. В подвижных играх решаются проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков. По содержанию народные игры доступны детям независимо от половой принадлежности и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Если рассматривать подвижные игры как способ воспитания гендерного поведения детей. То имеет большое значение поддержка гендерной идентичности детей взрослыми. Быть с ребенком на равных. Хвалить и делать это искренне. Способствовать формированию ролевого поведения мальчиков и девочек на занятиях и во время проведения подвижных игр.  Обращать внимание на поступки, которые характеризуют половую принадлежность.  

«Ловишки»

 Цель: развитие ловкости, быстроты, выносливости.

Воспитатель раздает детям хвостики (ленточки). Мальчикам голубые или синие, девочкам красные или розовые. Девочки ловят голубые хвостики, мальчики розовые.

«Птички в гнездышках»

Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве.

На полу раскладываются обручи большого диаметра - это гнезда. Дети бегают, летают. По сигналу должна занять место в обруче пара, только девочка и мальчик.

«Цветные автомобили»

Цель: развитие внимания, ориентировки в пространстве.

мальчики получают синие машины, девочки - красные (обручи) Если воспитатель показывает синий круг - выезжают мальчики, красный - девочки, оба - и девочки мальчики, педагог напоминает о том.что двигаться нужно аккуратно, не наезжая друг на друга.

«Король и королева»

Цель: профилактика нарушений осанки, развитие ориентировки в пространстве.

Детям раздают мешочки (или другой подходящий предмет), они принимают правильную осанку, кладут мешочки на голову - это короны. Мальчики - короли, девочки - королевы. По сигналу «Короли» - мальчики руки кладут за спину, ходят по залу. На сигнал «Королевы» - мальчики замирают, а девочки двигаются. На сигнал «Бал!» король и королева должна встать в пару, удерживая мешочки на голове. Тот у кого упадет корона - выбывает из игры.

«Пять имён»

(игра малой подвижности)Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики - имена девочек, девочки - имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.

Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый

«Курица и коршун»

 Выбирается водящий мальчик — это «коршун». Все остальные становятся паровозиком. Стоящий впереди девочка — «курица», остальные — ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка»5а «курица» и остальные «цыплята» не дают ему это сделать.

«Кошки-мышки»

 Выбираются две «мышки»- мальчики и «кошка»- девочка. Остальные становятся в круг, держась за руки. «Мышки» находятся внутри круга и могут выбегать, если кто-то из круга поднимет руки. «Кошка» также может попасть в круг. У «кошки» есть «сыр» (его могут обозначать различные игрушки, разбросанные вокруг). «Мышки» должны обмануть «кошку», вынырнув из круга и стащив у нее «кусок сыра» (за один раз можно взять одну игрушку). Игра прекращается, если «мышки» утащили весь «сыр» или «кошка» поймала обоих «мышей».

«Мыши и кот»

Малыши сидят на скамейках, девочки - на розовой; мальчики - голубой. Это «мыши в норках». В противоположной стороне комнаты или площадки сидит «кот», роль которого исполняет взрослый. «Кот» засыпает (закрывает глаза), а «мыши» разбегаются по всей комнате. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей». «Мыши» быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе.

«Кукушка»

В линию выкладываются обручи-гнезда, мальчикам синие, девочкам красные. Число гнезд — на два меньше количества детей. Выбирается водящий — «кукушка». По сигналу «День» все вылетают из гнезд. По сигналу «Ночь» — занимают свободные места, согласна цвета. Тот, кому места не хватило, выходит из игры. Выбирается новая «кукушка»

«Пятнашки»

Чертятся две линии на расстоянии 5 м одна от другой. Выбираются двое водящих: девочка и мальчик. Дети должны перебежать от одной линии к другой, а водящие в это время их салят. Кого осалили — выходят из игры. Девочка ловит мальчиков, мальчик - девочек. Побеждают самые неуловимые.

Третий лишний»

Играющие распределяются по парами (мальчик и девочка», взявшись за руки, идут по кругу. Дистанция между парами не менее четырёх шагов. Два игрока, назначенные воспитателем, бегают в любом направлении (разрешается пересекать круг). Один из них, убегающий, может пристроиться к любой паре. Для этого он должен подбежать к ней справа или слева и взять за руку ребенка противоположного пола. Игрок, оказавшийся третьим лишним, убегает от водящего. Правилами предусматривается смена водящего, если он осалил убегающео

«Будь внимателен»

(игра малой подвижности)

 Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Предложить детям выполнить движения под музыку, по окончании ее замереть в красивой позе. Поощрять грациозность девочек, четкость принятой позы мальчиков.

«Поменяйся местами»

 (игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами мальчикам и девочкам, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

«Успей поймать!».

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Реализация гендерного подхода через подвижные игры

Картотека подвижных игр, способствующие гендерному воспитанию детей....

Рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода.

Даны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода....

Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"

Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...

Реализация гендерного подхода у старших дошкольников через подвижные игры.

В дошкольном возрасте происходит становление самопознания ребёнка.Один из важнейших компонентов этого – это осознание себя как представител...