Песочный световой стол, как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
статья (подготовительная группа)
Работа с песочным световым столом — это современный эффективный метод. В своей работе с детьми старшего и подготовительного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, я использую эту технологию как в индивидуальной работе, так и в групповой. Могу сделать вывод, что песочный стол является универсальным средством всестороннего развития ребенка. Детям очень нравятся наши занятия с песком. Для них песочный стол – «волшебный», а рисование песком — «магия». Теплый свет лампы, кварцевый песок — мягкий и приятный на ощупь — всё это вызывает у ребенка приятные эмоции. Ребенок чувствует себя творцом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stol.docx | 302.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочный световой стол, как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Андреева Мария Олеговна,
воспитатель, высшая кв. кат.
Работа с песочным световым столом — это современный эффективный метод. В своей работе с детьми старшего и подготовительного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, я использую эту технологию как в индивидуальной работе, так и в групповой. Могу сделать вывод, что песочный стол является универсальным средством всестороннего развития ребенка. Детям очень нравятся наши занятия с песком. Для них песочный стол – «волшебный», а рисование песком — «магия». Теплый свет лампы, кварцевый песок — мягкий и приятный на ощупь — всё это вызывает у ребенка приятные эмоции. Ребенок чувствует себя творцом!
Цель в работе с детьми с ТНР - это создание специальных условий и подходов в коррекционной работе, поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника –sand-play (песочная терапия).
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить. Песок- это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятия. Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира.
Использование светового стола обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми с ТНР. Основные преимущества этого метода:
· во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
· во-вторых, развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
· в-третьих, в таких играх более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика. Все педагоги знают еще с первых курсов университета о том, что мелкая моторика неразрывно связана с речевым центром головного мозга. Активация этого участка в связи с деятельностью руками, пальчиками стимулирует центр речи, «заставляя его включиться в работу».
В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно, используются следующие упражнения и игры:
- Развитие зрительного восприятия.
1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
2. Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
4. Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
5. Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
6. Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
- Развитие пространственной ориентации
Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.
- Развитие внимания.
Для развития таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками);
- Актуализация знаний элементарных математических представлений:
1. Знакомство с цифрами, прямым и обратным счетом, закрепление отношений в числовом ряду. Здесь ребенок может под диктовку написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
2. Закрепление знаний изученных геометрических форм.
3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
4. Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
- Развитие различных видов памяти
1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого просим ребёнка разложить предметы по памяти в песочнице.
2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, педагог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
- Развития восприятия:
Высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета.
- Формирование слоговой структуры слова.
1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
- Совершенствование грамматического строя речи.
1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
- Обучение грамоте.
1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.
2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова.
Песочный стол – незаменимый помощник на занятиях по рисованию. Часто дети боятся начать рисовать, не понимают графику изображения, говорят «у меня не получится», «я не смогу». Но как только ребенок начинает рисовать на песке – все страхи уходят. Ведь это не бумага: не получилось — засыпал песочком и попробовал снова. Через несколько занятий появляется уверенность, и не страшно рисовать теперь и на бумаге.
На таких занятиях совершенствуется графомоторика, ребенок упражняется правильно рисовать контур, определять размер изображения, учится правильно держать кисть. В результате у ребенка всё получается, а это ситуация успеха! Нет страхов — ребенок раскрепощен, открыт творчеству!
Опыт работы показывает, что использование светового стола даёт положительные результаты:
- значительно возрастает интерес в совместной деятельности ребенка и педагога;
-сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается мышление, память, внимание, восприятие;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- развиваются коммуникативные навыки;
- расширяется словарный запас;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- происходит освоение навыков чтения и письма;
Рекомендую педагогам использовать в своей работе песочный световой стол, искать новые способы и приёмы в его использовании, делиться своим интересным позитивным опытом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"
Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...
Презентация «Дидактическая игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»
laquo;Дидактическая игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...
Проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...
Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет
Помощь учителям-логопедам...