"Использование словесных игр в режимных моментах в старшей логопедической группе".
материал (старшая группа)

Яныкина Надежда Александровна

Сообщение из опыта работы. Тема: "Использование словесных игр в режимных моментах в старшей логопедической группе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Cообщение из опыта работы.

Тема: «Использование словесных игр в режимных моментах в старшей логопедической группе».

                                                         

                                                           МАДОУ «Детский сад

                                                               комбинированного вида

                                           №2 «Радуга»

                                                                    Воспитатель: Яныкина Н.А.

Ноябрь 2023 г. 

  Развитие познавательно - речевой деятельности является одним                             из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

    В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается,                   то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно - речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

    Известны случаи, когда бедный словарный запас приводил  к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка                        в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются                 в его активной речи.

  Работая в старшей логопедической группе «Солнышко», я подтверждаю  растущий год от года процент плохо говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, не могут связать название предметов                   и действий с конкретными звукосочетаниями и словами.

В начале учебного года ставлю перед собой следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание(связанное с практической деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном контакте);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
  •  правильно организовать игровую и предметную ситуации.

    Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а так же возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.

   Одна из самых главных задач речевого развития –  научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств,                      а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения              со сверстниками и взрослыми.

  Одни из главных моих задач работы в логопедической группе – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания                и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка                           в дошкольном учреждении.

  Хочется уделить внимание речевым играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Общие рекомендации проведения словесных игр

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен                 с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

 2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

 3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

 4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

 5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от непосредственно образовательной деятельности и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

 6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

 7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

 8.Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях,                          в свободной деятельности, на прогулке и пр.

   У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.

  Совместно с учителем — логопедом, учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

   В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Речевые игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп:

1.Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)

 2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»).

 3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать                                            и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)

 4.Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», «Было – будет»).

 5.Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя семья»)

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Приведу  примеры речевых игр в различные режимные моменты:

 Утро:  прием  детей. Особенно это актуально в младших возрастных группах, когда дети капризничают по утрам. Воспитатель встречает детей с игрушкой, сопровождает свое появление стихами:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Машенька  рисует мышку,            

А  Максимка  смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я играть иду!

Рассматривая с детьми иллюстрации к сказкам, к книгам о животном мире разучиваем с детьми следующее четверостишие, которое может стать постоянным предисловием, перед чтением художественной литературы                   во второй половине дня:

У меня в аквариуме золотая рыбка,

Я смотрю на рыбку, говорю с улыбкой:

«Может ты волшебная, может не простая,

Раз зовут тебя все люди «рыбка золотая?»

Все дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет  сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли!

Или:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

 

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,  

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.

 

Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!

Вот несет мне ложка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.

 

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.  

 

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз - пушистый кот.                               

Чешет он себя за ушком.

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.

В сюжетн-ролевой  игре речевые игры также активно применяются:

По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке   

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

Мастерская.

Без молотка и без гвоздей                

Стул смастерим мы для гостей.

 

Дом.

Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем .

В нашем домике - окошко.                        

Загляни туда, Антошка!

 

Маленькие гномики ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.

 

Важно разнообразить прогулку:

Стучат колеса: тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.    

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

 

Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

 

На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :

«Тень-тень потетень, я летала целый день».

Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов

Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.

 

Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.

Воробей наш не велик.                                          

Прыгает, летает, устали не знает.

 

Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!               

 

Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -

Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер...                                   

 

Дождик-дождик, не дожди! Не дожди, ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко -  Золотое донышко!

 

Мы - веселые ребята, любим мы играть.

Как приятно и полезно мячик покатать!

Покидать его руками. Попинать его ногами,

Постучать об стенку, подкинуть коленкой.                              

Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!

 

Во время укладывания на сон:

Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули. Моих деток не буди!

 

Спать пора. Уснул Бычок ,

Лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать.

Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон,

Он Слонихе шлет поклон.

 

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

 

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум..

Но так долго вредно спать

Нам давно  пора вставать!

  Немаловажную роль играет психологическая атмосфера, которая складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. Ласку, мягкость               и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью.                Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности                и тонкого понимания ребенка.

    Такая целенаправленная работа с детьми                      в системе позволяет добиться положительных результатов. Речь детей становится более последовательной выразительной, плавной, грамматически правильной. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по теме «Сбор урожая» с использованием ИКТ (показ презентации) с подгруппой детей старшей логопедической группы

Итоговое занятие по теме "фрукты"способствует активизации  словаря детей,  развивает навыки словообразования  и словоизменения. ...

Консультация для педагогов «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической групп

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста....

презентация Использование словесных игр в режимных моментах

Презентация "Использование словесных игр в режимных моментах"...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшей логопедической группы «Кораблик»

Календарно – тематический пландополнительного образования с использованием игровой технологииинтеллектуально –творческого развития детей старшей логопедической группы «Кораблик»...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшей логопедической группы «Кораблик

Календарно – тематический пландополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшей логопедической группы «Кораблик...