Формы работы по теме: «Времена года» на год с детьми седьмого года жизни»
статья (подготовительная группа)

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

     Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это

время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности,

единству, которые царят в ней». Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimatvremena_goda.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 47 комбинированного вида»

юридический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная,12

фактический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная,12

электронный адрес: mbdou47@bk.ru тел. 8(34384)3-02-79

Формы работы по теме: «Времена года» на год с детьми седьмого  года жизни»

Времена года (дети седьмого года жизни)

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

     Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это

время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности,

единству, которые царят в ней». Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой,

происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Цель: создание условий для формирования  представлений о временах

года у детей седьмого года жизни.

Задачи:

1.Учить детей отмечать изменения в природе;

2.Учить детей передавать образы в продуктивной деятельности;

3.Формировать у детей умения слушать и понимать художественное слово;

4. Учить детей экспериментировать;

5.Формировать у детей представления о взаимосвязи природы с человеком;

6.Учить детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться

окружающему миру;

7.Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об

окружающем мире, произвольную память и внимание;

8.Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе;

9. Обогащать словарь детей новыми словами.

Ожидаемый результат:

1.Обогащение знаний о сезонных явлениях природы;

2. Привитие детям экологической культуры.

3.Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире;

4.Формирование у детей умений взаимодействовать с объектами природы.

5.Формирование у детей умений экспериментировать.

Времена года

тема

Цель; задачи

Формы работы

Сентябрь-ноябрь

осень

  • Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • Учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья»  «Приметы осени» «Дожди и лужи» «Закружился листопад»

Игры:  Д/и «Знатоки осенней природы», «Следопыты». «Кто скорее соберет» «Подскажи словечко» Подвижные игры: «Сортируем овощи», «Огород у нас в порядке», «Листопад»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок

(И.Пивоварова «Осенний клад», М.Ходякова «Осень»)

Чтение художественной литературы:

А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный

сад»

Алябьев сказка «Как небо собирается в гости к Земле»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

Занятия:

Рисование  «Золотая осень»

Аппликация «Осенние листья»
Лепка «Корзина с грибами»

Цикл наблюдений: за погодой

за деревьями

за солнцем

за небом и осадками

за сезонными изменениями

за изморозью и инеем

за снегом и льдом

за птицами

за ветром (внешние проявления ветра)

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени» 

Труд сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

подготовка клумбы группового участка к зиме

уборка мусора с участка – ветки, бумажки, камешки

Календарь природы

Изготовления книжек-малышек «Осень» по календарю.

Музыкальное развлечение «Краски осени»

Декабрь-февраль

зима

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательную деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.

Беседы:  «Признаки зимы» «Почему мне нравится зима» «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».

Игры: дидактические «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Настольно – печатные игры: «Времена года» П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер» 

 Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», И .Шишкин «Зима» Рассматривание иллюстраций   о зиме и составление по ним описательных рассказов «Зима в лесу», «Зимние забавы», «Зима в городе»

Заучивание стихотворений о зиме загадки по теме «Зима»

Чтение художественной литературы:

М.Пришвин «Этажи леса»

В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью»

Г.Скребицкий «На лесной полянке»

В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»

Выставка книг о зиме

Слушание музыкальных произведений:

«Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»

Занятия:

Рисование «Морозные узоры»

Аппликация «Как мы играем зимой»
Лепка
«Лыжники»

Календарь природы

Изготовления книжек-малышек «Зима» по календарю.

Цикл наблюдений:  за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

-за красотой и богатством зимних красок

- за птицами

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Трудовая деятельность:

Заготовка корма для птиц, кормление птиц.

Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

Постройки из снега.

Праздник «Новый год» 

Март-май

весна

  • Расширять представления детей о весне, ее характерных признаках и явлениях, изменениях в природе (становится теплее, чаще светит солнце, солнце припекает, зацветают подснежники, набухают и распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход на водоемах, пробуждаются от зимней спячки животные и насекомые)
  • Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи между явлениями природы, условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.
  • Формировать умение получать сведения о живой природе путем проведения опытов и наблюдений.
  • Учить любить, беречь природу. Уметь оценивать красоту оживающей природы весной.

Беседы: «Признаки Весны»

«Куда улетали птицы и почему они возвращаются?»

«Первые цветы»

«Почему так сильно поют птицы весной?»

Игры: Дидактические игры «Узнай по описанию» «Четвёртый лишний»

«Времена года» «Раздели картинки на группы»

Презентация  «Признаки весны» 

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, сугробами, сосульками, птицами (воробей, скворцы, трясогузки, голуби), за прохожими (как одеты), за деревьями, за первоцветами, за трудом дворника.

Наблюдение за явлениям природы, типичными для весны: ледоход, капель, дождь, ручьи.

Эксперименты: «Операция – зеленый листочек».

«Витаминный огород на подоконнике» - выращивание лука в баночках с водой и в горшочке с землей (сравнение результатов).

«Зеленая грядка» - проращивание семян укропа (наблюдение за ростом укропа)

Пословицы, поговорки, загадки о весне.                  

Чтение художественной литературы:  стихи-А. Плещеев: «Уж тает снег, бегут ручьи»; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится» Проза: Г. Скребицкий «Четыре художника», «На лесной полянке», «Первые листья»; В. Бианки «Лесные домишки»; Е. Чарушин «Лисята»;

Отгадывание загадок по теме «Весна»

Прослушивание музыкальных произведений:  П.И.Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди  «Весна»; разучивание песен о весне.

Рассматривание картин Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март».

Занятия:

Рисование  «Цветы»

Аппликация: «Первый подснежник»

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите»

Выставка рисунков «Весна глазами детей»

Июль-август

лето

  • Учить детей понимать и оценивать особенности природных явлений нашего края, их влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Расширять представление о смене времен года, об изменениях в живой природе осенью.
  • Развивать познавательную активность, понимание причинно - следственных связей.
  • Активизировать словарь детей, обогащать лексику; Развивать эмоционально - образное восприятие.
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе, видеть красоту в каждом её проявлении.

Беседы:  «Что такое погода?», «Приметы времён года»

Решение познавательных вопросов 

1.С помощью, каких приборов определяется погода?

2. Приметы погоды.

3. Как погода влияет на состояние человека?

4. Как сезонные изменения погоды влияют на животный и растительный мир?

5. Что значит нелётная погода?

6. Как можно узнать какая будет погода?

7. Что такое осадки?

8. Грибной дождь – это когда с неба падают грибы?

Игры: «Времена года», «Живая, неживая природа», «Сложи картинку», «Окончи предложение», «Да и нет»

Опыты: «Песок – природный фильтрат».

«Состояние почвы в зависимости от температуры».

«Как вода поступает к листьям?».

«Передача солнечного зайчика»

Чтение летних экологических сказок: «Цветик – семицветик» В. Катаева; «Про мимозу» С. Михалкова; «Где обедал воробей?» С. Маршака; «Про ёжика Вовку»

Чтение художественной литературы: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива»,

М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето»

Наблюдение за ветром, дождем, небом, облаками

Просмотр презентаций: «Здравствуй, солнечное лето!»

Экскурсия в цветник и огород детского сада.

Труд Полив растений на участке.

Сбор природного материала.

Занятия:

Рисование «Нарисуй картинку про лето»

Аппликация «Открытка про лето»

Лепка «Цветочная поляна»

Вернисаж работ детей «Наше солнечное лето»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Коллективно творческие работы на тему «Времена года» выполненные в нетрадиционных техниках рисования и аппликации"

Презентация знакомит с опытом работы воспитателя  д/с № 390  города Волгорада  Богатырёвой М.В.   Создание коллективно творческих работ по теме:" Времена года". В презентации ...

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...

Опыт работы проектной деятельности по теме "Времена года"

В работе  представлен опыт работы по реализации педагогического проекта с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Времена года"....

Опыт работы на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни»

Цель моего опыта:  создание условий в детском саду для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни.Задачи:Учить детей обобщенным способам исследования ...

Обобщающее занятие по теме "Время года - весна" в форме иры "Что? Где? Когда?"

Дети делятся на две команды, по очереди каждая команда приглашается за игровой стол. Капитан команды крутит волчок, ведущий задает вопрос, на который указала стрелка волчка. Команде дается время для о...