Проект «Посидим у самовара»
проект (старшая группа)
Познавательно - творческий проект
«Посидим у самовара»
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе - жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец - русский самовар.
(О. Карелин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 12»
Проект
«Посидим у самовара»
Подготовил: воспитатель
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 12
Зайцева У. В.
г. Североморск
2023 г.
Познавательно - творческий проект
«Посидим у самовара»
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе - жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец - русский самовар.
(О. Карелин)
Наименование проекта | «Посидим у самовара». |
Тип проекта | Познавательно – творческий, краткосрочный. |
Сроки реализации | 2 недели. |
Актуальность: | Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины. Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других предметов. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу. Наши современные дети видят предметы старины – самовар и другую кухонную утварь, только в книжках, когда педагог знакомит с художественной литературой, в повседневной жизни ребенок не сталкивается. Родители с детьми не посещают музеи, выставки, не рассказывают детям, как жили люди раньше. У детей отсутствует интерес к предметам старины. А ведь чаепитие у самовара стало не простым утолением жажды, а традиционным ритуалом на Руси. В старину считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара. По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар 5 семей. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 6 человек. Поэтому перед нами встала задача – пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, привить детям уважение к традициям чаепития и гостеприимства. Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины. |
Участники проекта: | Воспитатели средней группы «Ромашка», музыкальный руководитель, воспитанники группы и их родители. |
Цель: | Ознакомление дошкольников с самоваром как с предметом народного быта, с традициями русского чаепития. |
Задачи: образовательные
развивающие
воспитательные |
|
Этапы реализации | Подготовительный. Основной. Заключительный. |
Взаимодействие с родителями | Вовлечение в работу по реализации проекта. |
Ожидаемые результаты
| Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Продукт проекта | Создание мини - музея «Самовар – душа России». |
Этапы | Сроки | |
Подготовительный этап |
| |
1. Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос). | ||
2. Определение темы, целей и задач, над которыми будем работать. Составление плана проекта. |
| |
3.Информирование родителей о проекте и привлечение их к совместной деятельности. Анкетирование родителей: «Жив ли в семьях самовар?». | ||
4.Сбор информации и практического материала в рамках проекта. | ||
Продуктивный этап | ||
Образовательные области | Содержание деятельности | |
Познавательное развитие
| Занятия: «Хранитель старины далёкой – великий русский самовар» Рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций о самоваре. Беседы: Просмотр презентаций: «Какие разные самовары». Видео - фильм по стихотворению «Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить…» Дидактические игры: «Накроем на стол». «Разрезные картинки». «Посидим у самовара». | |
Речевое развитие | - Занятие «Посуда»- как обобщающее понятие - Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».
«Самовар» Ю. Бортановская , «Чаем угощаем» В. Тарават. Заучивание пословиц: Речевая зарядка (скороговорка) Продавал Прокоп три самовара – великана да три самоварика: старикашку – самоваришку, старушку – самоварушку, мамашу – самоваршу да деток – самовариков. | |
Социально - коммуникативное развитие | Занятие «Чаепитие у самовара», «Как правильно сервировать стол для чаепития». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождение» «Чаепитие у самовара». Просмотр мультфильма «Муха Цокотуха». | |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Ай - да, самовар!» Аппликация: «Любимая чашка». Рисование: «Посидим у самовара». «Посуда для Федоры» Дидактические игры: «Подбери по цвету». «Чайная пара». Раскрашивание тематических картинок. Рассматривание репродукций картин: Д.Хармс, «Иван Иванович Самовар»,
- Детский музыкальный видеоклип «Пых-пых самовар» - на песню «Пых-пых самовар» в исполнении театра - студии «Непоседы», русской народной песни «Самовар». | |
Физическое развитие | Оздоровительные минутки Подвижные игры | |
Безопасность и здоровье
| Беседы: Ситуативный разговор «Опасно - чайник, самовар – электричество!», «Горячий чай – не шутка!». | |
Заключительный этап | ||
Презентация мини-музея «Самовар – душа России». |
Вывод
Проект «Посидим у самовара» был реализован успешно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Самовар Иван Иваныч», «Посидим у самовара», «Ай - да, самовар!», создан мини-музей «Самовар – душа России». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
В восемнадцатом веке, очень-очень давно
Появилось в России чудо-диво одно.
Символ нашей России: свежескошенных трав,
Озер наших синих, и полей, и дубрав…
И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,
Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!
Благородно и чинно на столе он стоит,
И гостей, и хозяев чаем он напоит…
Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,
Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,
Но бывает, что в праздник на столе он опять:
И сиять продолжает, и чайком угощать.
Не огнем, не дровами добываем мы жар –
Электрический с нами уж теперь самовар.
Пусть проходят столетья, пролетают года –
Самовар в русском сердце остается всегда!
Результаты проекта:
- Сформированность у детей элементарных представлений о русском самовареи чаепитии на Руси.
- Развитие познавательного интереса, активности, любознательности.
- Обогащение лексического запаса.
- Совместная проектная деятельность помогла некоторым родителям
объективно оценить возможности своих детей. - Проект в данном виде возможно реализовывать в средних группах других
ДОУ. - Он также будет адаптирован для детей старшей группы (расширен более сложными дидактическими занятиями и играми (например, составление коллективной сказки, игры на развитие творческого воображения, настольные игры, викторины), беседами.
- Данный материал послужит основой, а также дополнением для тематических проектов по приобщению детей к русской культуре. В этом учебном году в рамках данной темы мы реализовываем проект
«Русская изба».
Список используемой литературы:
- Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
- Леонова Н.Н. «Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,СПБ, 2016 – 128 с.
- Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
- Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С.43-46.
- Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
- Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
- Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991 - 225 с.
- Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
- Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
посидим у самовара
развлечение с детьми и родителями за чаем...
"Посидеть за самоваром рады мы наверняка..."
Занятие по музейной педагогике для детей старшей группы детского сада, посвящено истории самовара, знакомит детей с многообразием форм "чайной машины",с устройством самовара, традициями чаепития. ...
«ТАРЫ – БАРЫ – РАСТОБАРЫ, ПОСИДИМ У САМОВАРА»
Сценарий музыкальной гостиной, посвященной к дню города – Тула в средней группе...
"Посидим у самовара с мамой"
Сценарий праздника, посвященный Дню Матери....
Проект мини-музея "Самовар-душа народа"
Проект мини-музея "Самовар - душа народа" для старшей группы....
Проект мини-музея "Самовар-душа народа"
Проект мини- музея "Самовар -душа народа"...
конспект занятия по формированию целостной картины мира "Посидеть за самоваром"
На данном занятии ребята посетят "Русскую избу", в которой их встретит радушная хозяйка и познакомит с с историей возникновения самовара, его внешним видом, назначением, с бытом и...