Познавательно - творческий проект «Посидим у самовара» - средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)
Наши современные дети видят предметы старины – самовар и другую кухонную утварь, только в книжках, когда педагог знакомит с художественной литературой, в повседневной жизни ребенок не сталкивается. Родители с детьми не посещают музеи, выставки, не рассказывают детям, как жили люди раньше. У детей отсутствует интерес к предметам старины. А ведь чаепитие у самовара стало не простым утолением жажды, а традиционным ритуалом на Руси. В старину считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме
По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар 5 семей. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 6 человек. Поэтому перед нами встала задача – пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, привить детям уважение к традициям чаепития и гостеприимства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - творческий проект «Посидим у самовара» -средняя группа
Воспитатель: Коковина О.В.
Познавательно - творческий проект
«Посидим у самовара»
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе - жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец - русский самовар.
(О. Карелин)
Наименование проекта | «Посидим у самовара». |
Тип проекта | Познавательно – творческий, краткосрочный, 3 недели |
Сроки реализации | |
Актуальность: | Одной из тем образовательного процесса при ознакомлении детей с предметным миром является тема «Посуда». В этом году при изучении этой темы я принесла в группу самовар. Этот предмет очень яркий и самобытный. У детей возникло много вопросов: Как работает самовар? Почему у самовара нет трубы? Вкуснее ли чай из самовара? Ребята вспомнили сказки, где встречается самовар. Но большинство из детей увидели самовар впервые. Решено было исследовать этот предмет со всех сторон. Исследовать один предмет не очень интересно. Возникла потребность найти и принести разные самовары в группу. Наши современные дети видят предметы старины – самовар и другую кухонную утварь, только в книжках, когда педагог знакомит с художественной литературой, в повседневной жизни ребенок не сталкивается. Родители с детьми не посещают музеи, выставки, не рассказывают детям, как жили люди раньше. У детей отсутствует интерес к предметам старины. А ведь чаепитие у самовара стало не простым утолением жажды, а традиционным ритуалом на Руси. В старину считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар 5 семей. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 6 человек. Поэтому перед нами встала задача – пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, привить детям уважение к традициям чаепития и гостеприимства. Гипотеза. Мы предполагаем, что получив знания о самоваре, дети будут относиться к нему как к предмету старины, занимающее особое положение в культуре чаепития в России, как к символу добра и домашнего уюта. |
Участники проекта: | Воспитатели средней группы «Ромашка», музыкальный руководитель, воспитанники группы и их родители. |
Цель: | Ознакомление дошкольников с самоваром как с предметом народного быта, с традициями русского чаепития. |
Задачи: образовательные
развивающие
воспитательные |
|
Этапы реализации | Подготовительный – Основной - Заключительный - |
Взаимодействие с родителями | Вовлечение в работу по реализации проекта |
Ожидаемые результаты
| Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Продукт проекта | Создание мини - музея «Самовар – душа России». |
Этапы | Сроки | |
Подготовительный этап |
| |
1. Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос). | ||
2. Определение темы, целей и задач, над которыми будем работать. Составление плана проекта. |
| |
3.Информирование родителей о проекте и привлечение их к совместной деятельности. Анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар?» | ||
4.Сбор информации и практического материала в рамках проекта. | ||
Продуктивный этап | ||
Образовательные области | Содержание деятельности | |
Познавательное развитие
| Занятия: «Знакомство с самоваром». Рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций о самоваре. Беседы: Просмотр презентаций: «Какие разные самовары». Видео - фильм по стихотворению «Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить…» Дидактические игры: «Накроем на стол». «Разрезные картинки» «Посидим у самовара»
| |
Речевое развитие | - Занятие «Посуда»- как обобщающее понятие - Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».
«Самовар» Ю. Бортановская , «Чаем угощаем» В. Тарават Заучивание пословиц: Речевая зарядка (скороговорка) Продавал Прокоп три самовара – великана да три самоварика: старикашку – самоваришку, старушку – самоварушку, мамашу – самоваршу да деток – самовариков. | |
Социально - коммуникативное развитие | Занятие «Чаепитие у самовара», «Как правильно сервировать стол для чаепития». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождение» «Чаепитие у самовара». Просмотр мультфильма «Муха Цокотуха | |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Ай - да, самовар!» Аппликация: «Любимая чашка» Рисование: «Посидим у самовара». - «Посуда для Федоры» Дидактические игры: «Подбери по цвету» «Чайная пара» Раскрашивание тематических картинок. Рассматривание репродукций картин: Д.Хармс, «Иван Иванович Самовар», - Детский музыкальный видеоклип «Пых-пых самовар» - на песню «Пых-пых самовар» в исполнении театра -студии «Непоседы», русской народной песни «Самовар».
| |
Физическое развитие | Оздоровительные минутки Подвижные игры | |
Безопасность и здоровье
| Беседы: Ситуативный разговор «Опасно - чайник, самовар – электричество!», «Горячий чай – не шутка!» | |
Заключительный этап | ||
Презентация мини-музея «Самовар – душа России». |
Вывод
Проект «Посидим у самовара» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Самовар Иван Иваныч», «Посидим у самовара», «Ай - да, самовар!», создан мини-музей «Самовар – душа России». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
В восемнадцатом веке, очень-очень давно
Появилось в России чудо-диво одно.
Символ нашей России: свежескошенных трав,
Озер наших синих, и полей, и дубрав…
И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,
Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!
Благородно и чинно на столе он стоит,
И гостей, и хозяев чаем он напоит…
Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,
Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,
Но бывает, что в праздник на столе он опять:
И сиять продолжает, и чайком угощать.
Не огнем, не дровами добываем мы жар –
Электрический с нами уж теперь самовар.
Пусть проходят столетья, пролетают года –
Самовар в русском сердце остается всегда!
Литература
- Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
- Н.Н. Леонова «Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,СПБ, 2016 – 128 с.
- Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
- Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С.43-46.
- Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
- Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
- Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991 - 225 с.
- Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
- Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.
Интернет-ресурсы
http://www.tula-samovar.com.ru/
http://www.rusamovar.ru/historyhp
http://www.samovaroff.net/about/news/45385/
http://www.antiq.info/metalware/6937.html
|
Результаты проекта:
- Сформированность у детей элементарных представлений о русском самовареи чаепитии на Руси.
- Развитие познавательного интереса, активности, любознательности.
- Обогащение лексического запаса.
- Совместная проектная деятельность помогла некоторым родителям
объективно оценить возможности своих детей. - Проект в данном виде возможно реализовывать в средних группах других
ДОУ. - Он также будет адаптирован для детей старшей группы (расширен более сложными дидактическими занятиями и играми (например, составление коллективной сказки, игры на развитие творческого воображения, настольные игры, викторины), беседами.
- Данный материал послужит основой, а также дополнением для тематических проектов по приобщению детей к русской культуре. В прошлом учебном году в рамках данной темы был разработан и реализован проект для детей старшей группы «Русская печь». Следующим этапом планируется реализация проекта
«Русская изба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой
Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"
Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...

Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Р...

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "О чем поет самовар"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Приобщение детей к истокам русской культуры и быта , посредством художественно – эстетического воспитания , развития творческих способностей детей.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:1) Способствовать р...