Проект по инновационной технологии "Линейный календарь"
методическая разработка (старшая группа)
Проект по инновационной технологии "Линейный календарь" - изменение традиционной формы календаря для более удобного и эффективного ведения времени и планирования задач, формирование у детейстаршего возраста элементарных математических представлений средствами линейного календаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_innovatsionnoy_tehnologii_lineynyy_kalendar.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«МКОУ Краснозвездинская средняя школа им. Г.М. Ефремова
структурное подразделение «детский сад»
ПРОЕКТ
ПО ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Разработчик воспитатель Уфимцева Лариса Александровна
С. Красная Звезда 2023г.
Актуальность
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
В ФОП указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики деятельности, ставит и решает проблемные ситуации. Педагогическая технология "Линейный календарь для детей детского сада" актуальна, так как она помогает организовать и структурировать образовательный процесс для детей дошкольного возраста.
Дети в этом возрасте еще не обладают полным пониманием времени и последовательности событий. Линейный календарь визуализирует время и помогает детям лучше ориентироваться во временных рамках. Данный подход к организации времени помогает развить у детей навыки планирования, последовательности, ожидания и терпения. Кроме того, он способствует формированию представления о времени, улучшает усвоение последовательности дней недели, месяцев, временных отрезков и других понятий временных измерений.
Организация образовательного процесса с использованием линейного календаря также помогает детям лучше адаптироваться к школьной жизни, где уже требуется строгий распорядок дня. Они научаются следовать расписанию, понимать, что каждое занятие имеет своё место и время.
Таким образом, педагогическая технология "Линейный календарь для детей детского сада" актуальна и полезна для развития временных представлений, планирования и организации дня у детей дошкольного возраста.
В своей практике по развитию и поддержке детской инициативы использую методику «Линейного календаря». Данный календарь очень удобен в использовании и планировании событий. В начале месяца совместно с детьми отмечаем в календаре именинников месяца, и дети уже видят заранее, кому нужно готовить подарок. Так же в данном календаре можно отмечать значимые события, которые дети выбрали самостоятельно.
«Линейный календарь» - незаменимый помощник в подготовке к какому-либо знаменательному событию. С одной стороны, он привлекает интерес к самому событию, а с другой стороны, это прекрасный способ мотивации не только детей, но родителей к самостоятельному поиску необходимой информации, к созданию продуктов деятельности.
Целью инновационной технологии "Линейный календарь" является изменение традиционной формы календаря для более удобного и эффективного ведения времени и планирования задач, формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений средствами линейного календаря. Одной из целей инновационной технологии "Линейный календарь" в детском саду является облегчение понимания детьми понятий времени, дней недели, месяцев и сезонов. Такая технология помогает детям установить последовательность событий и развить навыки планирования. Она также способствует развитию моторных навыков, так как дети могут самостоятельно перемещать маркеры по линейке календаря. Кроме того, линейный календарь помогает детям визуализировать время и понять, сколько дней осталось до определенного события, такого как день рождения или праздник. Он также может стимулировать интерес к истории и культурным традициям, так как дети могут изучать праздники и особые даты на календаре. В целом, линейный календарь помогает предоставить детям интуитивное представление о времени и развивает их понимание организации и структуры календаря.
Инновационная технология "Линейный календарь" в детском саду может решать следующие задачи:
- Создание систематизированного и наглядного представления времени и его понятий (дни недели, месяцы, сезоны и т.д.) для детей дошкольного возраста.
- Развитие навыков ориентировки во времени и последовательности динамических событий.
- Формирование у детей понимания изменчивости времени и его связи с природными и социальными явлениями.
- Расширение словарного запаса и развитие речи детей через разговоры о календаре, днях недели, праздниках и т.д.
- Развитие умения планировать, прогнозировать и организовывать свою деятельность во времени.
- Развитие когнитивных навыков и логического мышления при определении дат и установлении связей между событиями.
- Содействие развитию воображения и творческого мышления детей через декорирование и украшение календаря.
- Создание условий для сотрудничества и взаимодействия детей в общественной деятельности с использованием календаря (выбор и организация режима, определение активностей и т.д.).
- Формирование у детей устойчивых представлений об организации времени в детском саду, учете и ожидании событий.
- Поддержание интереса к изучению времени и его особенностей, установление положительного отношения к понятию времени.
Эти задачи ориентированы на обеспечение всестороннего развития детей, активного участия детей в процессе обучения, формирования у них ключевых компетенций и социальных навыков.
Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений.
Методика «Линейный календарь» дает детям представление о
последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности
(времени, пространству, последовательности событий, количеству разных
предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой
оси.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники: дети старшей группы «Совушки», педагоги, родители.
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов.
Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной
графики. Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря
прежде, чем выбирают окончательную.
Материалы для изготовления «Линейного календаря»:
- Белая бумага А4
- Простой карандаш
- Цветные карандаши
- Фломастеры
- Восковые мелки
- Наклейки
- Клей
Содержание совместной деятельности:
- Определение времени года (синий – «зима», желтый – «осень», зеленый –«Весна», разноцветный- «Лето»)
- Размещение «Линейного календаря» доступно для детей
- Обсуждение во время «Утреннего круга» и «Вечернего круга»
- Дети старшей группы самостоятельно рисуют символы выходных и будних дней.
- Дети совместно со взрослым повторяют числа и останавливаются на числе, соответствующем сегодняшнему дню и отмечают его на календаре, также пишут день недели.
- Дети изображают значимые события в средней строке календаря в определённый день (утренники, дни рождения, интересные мероприятия на улице и в группе и т.д.)
- Воспитатели рекомендуют родителям использовать такой формат ведения «Линейного календаря» совместно с ребёнком дома.
Место в образовательном процессе в течение дня
Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).
Процедура проведения
Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе, и чтобы воспитателю было легко на нем писать. Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. После этого дети самостоятельно записывают число и проговаривают месяц, так же записывают день недели.
Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ ноября).
В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре.
На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.
В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Приводим примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:
- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?
- Что будет сначала: Катин день рождения или Артемин? - Что было раньше: мы ходили в библиотеку или к нам приходили ученики?
- Чего нам дольше ждать: утренника или экскурсию?
На этом этапе занятия не рекомендуется спрашивать отдельных детей (по выбору воспитателя или тех, кто желает ответить). Вместо этого детям предлагается поделиться своим ответом с соседом или соседями. После того, как дети обменяются своими идеями, воспитатель подытоживает дискуссию и демонстрирует правильный ответ. При этом важно не уточнять, кто предложил правильный (или неправильный) ответ, а представить ответы в обобщенном виде («я слышала, как некоторые мальчики и девочки заметили, что…»)
При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать, как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности:
- Какое сегодня число (показывает)? А какое будет завтра (показывает)? А какое было вчера (показывает)?
- (Показывает на сегодняшнее число). Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?
- Показывает на сегодняшнее число. Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)? - На сколько дней поход в библиотеку будет раньше, чем, когда приходили ученики?
Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.
После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.
Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.
Поэтапная организация проекта "Линейный календарь" в старшей группе:
1. Знакомство с понятием "концепция времени"
- Провести беседу с детьми о том, что такое время и как оно измеряется.
- Показать различные способы измерения времени (циферблаты, песочные часы, часы со стрелками и цифрами).
- Расположить в группе часы и приглашать детей определять время по ним.
2. Изучение и обсуждение календаря
- Предоставить детям календари разных форматов (обычный, линейный календарь).
- Обсудить на чём основаны календари (смена времен года, появление и исчезновение солнца и луны).
- Показать детям, как читать календарь (дни недели, месяцы, годы).
- Разобрать, как работает "линейный календарь": что значат линии и цифры, как распределены дни, недели, месяцы, события.
3. Создание линейного календаря
- Определение материалов для создания календаря.
- Определение условных обозначения событий в будничные дни и выходные дни.
- Просветительская работа с родителями.
- Работа с Интернет-ресурсами
4. Расширение знаний о календаре
Обсудить с детьми особые даты, явления природы, отмечаемые в календаре (День рождения, Новый год, Рождество и т.п.).
Предложить детям украсить линейный календарь символами праздников.
5. Взаимодействие с календарем
- Предоставить детям возможность самостоятельно отмечать на календаре особые даты и события (дни рождения друзей, посещение библиотеки, экскурсии, явления природы).
- Регулярно обсуждать с детьми текущую дату и время.
6. Завершение проекта
- Провести обобщающую беседу о том, что дети узнали о календаре.
- Попросить детей рассказать о том, что они самые интересные и полезные вещи, которые они узнали.
- Попросить детей рассказать о своих любимых праздниках и событиях.
- Этапы проекта могут быть изменены или дополнены в зависимости от интересов и возможностей детей.
Ожидаемый результат.
При реализации инновационной технологии можно ожидать следующих результатов:
- Организация времени. Линейный календарь поможет детям визуализировать и понять концепцию времени, а также усвоить понятия дней недели, месяцев и сезонов. Дети смогут узнавать, какой день недели и месяц, участвовать в его обсуждении и планировании.
- Развитие навыков планирования и организации. Линейный календарь поможет детям понять последовательность событий и развивать навыки планирования. Они смогут заглянуть вперед и предсказать, что будет происходить в следующий день, неделю или месяц.
- Развитие моторики и координации движений. Постоянное обновление календаря, перемещение фигурок или магнитов, обозначающих дни и события, помогает развить мелкую моторику рук, а также улучшить координацию глаз и рук.
- Образовательные возможности. Линейный календарь может быть использован для обучения числам, буквам, сезонам и праздникам. Дети могут узнавать и обсуждать различные праздники, особенности каждого сезона и другие образовательные темы, связанные с временными концепциями.
- Развитие коммуникационных навыков. Линейный календарь может быть использован в групповой работе, где дети могут обсуждать и согласовывать различные планы и мероприятия. Это поможет развить навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с другими детьми.
- Успешное адаптирование к повседневной жизни. Работа с линейным календарем поможет детям структурировать и понимать повседневную жизнь, включая регулярные обязанности и события, такие как дни рождения, походы в библиотеку или экскурсии.
В целом, ожидается, что реализация линейного календаря в детском саду принесет пользу в развитии детей и поможет им сориентироваться во времени, развить важные навыки и получить образовательные возможности.
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства образования Российской Федерации:
Официальный сайт Министерства образования Российской Федерации (http://www.minobrnauki.gov.ru)
Электронная библиотека "Российское образование" (https://www.elibrary.ru)
Ресурсы образовательных центров и порталов:
"Интернет-Университет школьных технологий" (https://uni.ru)
Социальные сети и форумы для педагогов:
Сообщество педагогов в Facebook (https://www.facebook.com/groups/educatorcommunity)
Форум педагогов "УМК Петерсона" (http://forum.pechatniki.com)
Научно-методическая литература:
Журнал "Дошкольное воспитание" (https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=18566)
Журнал "Дошкольное образование" (https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=28743)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подг.гр. "Календарь интересных дат". Составители Прозорова Т.В. и Грелова И.М.
Месяц Мероприятия 1Сентябрь1. День знаний:- фронтальная беседа;- придумывание ра...
Конкурс. Проект "Создание мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий»
Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Журавушка»Куропатина Татьяна Леонидовна, воспитатель,Корниенко Елена Николае...
Проект "Создание мини-музея "Календари" с использованием ТРИЗ технологий"
Проект реализован, проделана большая работа. Участниками проекта были дети, воспитатели,родители, сотрудники нашего учреждения и все неравнодушные к нашей работе. Дети уже уже выпустились в школу, а к...
Реализация проектов группы посредством "Детского календаря"
С нашими воспитанниками принимаем участие в общих проектах нашего сада, используя материал "Детского календаря" для наглядно-демонстрационного ознакомления с окружающим миром. В ГО...
ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1
Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...
Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.
: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования»...