«Экологические образовательные проекты как средство развития творческих и интеллектуальных способностей старших дошкольников»
проект (подготовительная группа)
В стаье описан дестко-взрослый проект "Мы - метеорологи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мы - метеорологи" | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологические образовательные проекты как средство развития творческих и интеллектуальных способностей старших дошкольников»
Проект «Юный метеоролог»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; в-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Так в летний период с детьми старшего дошкольного возраста был проведен проект «Юный метеоролог».
Новизна проекта заключалась в создании метеостанции на территории прогулочного участка с выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные часы, календарь погоды, дождемер, термометр), что послужило проведению систематического наблюдения за погодой.
Объектом исследования: стала окружающая природа в целом и её сезонные изменения.
Проект имел следующий вид: информационно-исследовательский, средней продолжительности, групповой.
Участниками проекта стали: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Время реализации проекта: июнь – август 2019г.
Однажды, в группе, на вопрос детей: «Выйдем ли мы сегодня на прогулку?», воспитатель ответила, что «Все зависит от погоды». А ребят заинтересовало: «Почему все зависит от погоды?», «Как определяют погоду? Какие приборы помогают определить погоду? А сможем ли мы сами определить погоду?» …
Ответ детям был таков: «Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее».
В тот момент у детей появилась проблема: а мы не умеем определять погоду, и у нас нет приборов для этого. Что же делать?
Перед детско-взрослым коллективом встала проблема: недостаточно было условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды.
Данная мотивация и послужила организации проекта «Юный метеоролог». Были поставлены следующие цель и задачи.
Цель:
Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрывающих и развивающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией метеоролога.
2. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).
3. Познакомить детей с назначением метеорологической станции, и ее содержимым.
4. Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами.
5. Привлечь родителей к созданию метеостанции и изготовлению метеоприборов.
6. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
7. Вовлечь детей в практическую деятельность по определению характеристик погоды.
Гипотеза:
Предположим,
- знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории прогулочного участка метеорологическую площадку;
- наблюдения и исследования метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
- у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
Проект проходил в 3 этапа:
Сроки и этапы реализации | I этап - подготовительный – июнь - июль II этап - исследовательско – практический – июль - август III этап - заключительный, презентационный – август (4 неделя) |
Ход проектной деятельности:
На первом этапе реализации проекта, в группе была изучена тема «История зарождения метеорологии, как науки» (цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога)». Много вопросов возникало у детей о том, что эта за наука? для чего она нужна? и т.д. Также мы с детьми обсудили план предстоящих действий: о чем хотим узнать? и как будем действовать? Результаты обсуждения мы записали в таблицу (модель трех вопросов).
МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать? |
Проанализировав данную таблицу, дети пришли к выводу о том, что дети в поиске ответов на возникающие вопросы очень надеются на взрослых, ведь они всегда покажут и расскажут. А в том, что сами могут найти ответ, многие дети даже не задумывались. И было решено изменить стереотипы и организовать серию мероприятий, которые помогут детям раскрыть тему открытий и активно поучаствовать в этих открытиях. Дети разбирали, что такое прогноз погоды? Определяли его, как предсказание погоды. Взрослые помогли им детализировать это понятие. Следующим закономерным вопросом было то, как же определить все эти показания?
Взрослые рассказали детям о том, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях.
На втором этапе, была составлена системную паутинку по центрам детской активности, которая включала в себя центры игры, экспериментирования, художественной литературы, строительства, речевого развития и искусства.
Для этого были подобраны наглядные и дидактические материалы: иллюстрации с картинками погоды, явлениями природы, сезонными изменениями и т. д., различные дидактические и настольно-печатные игры.
Чтобы расширить представление детей о метеорологии в целом, о назначении метеостанции, о профессии метеоролога, о метеоприборах, педагоги с ребятами много беседовали на такие темы как: «Народные приметы», «Что такое компас?», «Откуда дует ветер?» и др. Работали с детьми по наблюдению за сезонными изменениями природы. Наблюдали за неживой природой.
В ходе просмотра презентации «Приборы метеоролога», дети познакомились с измерительными приборами метеоплощадки: термометром, барометром, рейкой измерения снежного покрова, осадкомера, ветрового рукава, флюгера. Ребята с большим интересом рассматривали познавательную литературу, с увлечением играли в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Знакомясь с народными приметами, учась рифмовать их, дети переносили свои впечатления в творческие работы.
Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Было решено создать свою детскую метеостанцию. Ребята разработали схему размещения метеоплощадки на нашем прогулочном участке.
На третьем этапе, который стал заключительным, шла работа по созданию «Метеоплощадки». Метеорологические приборы помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего участка и вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. На данном этапе ребята провели свои первые научные исследования. У детей вызвало огромный интерес снятие с приборов замеров и составление прогнозов.
В рамках проекта у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы. Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами. Дети узнали, какие бывают метеоприборы. Узнали о профессии метеоролога. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы. Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений.
Большую помощь при реализации проекта нам оказали родители. Они стали нашими активными помощниками, помогали в подборе наглядного материала и познавательной литературы. С их помощью были подобраны измерительные приборы, большая их часть изготовлены своими руками.
Заключение
По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, мероприятия проекта смогли сделать наблюдения за погодой более интересными. Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах, улучшились практические навыки их пользования и навыки фиксации результатов наблюдений.
Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность. Ведь ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.
Литература:
- Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду– Волгоград: Учитель 2009г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).
- Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.
- Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.
- Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество.\\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.
- Николаева Т. О чём говорят растения.\\ Ребенок в детском саду.-2002. -№ 3.
- Приметы и прогнозы \\ Обруч. -2006.- №1.
- Букарева О. Географическая площадка.
- Планирование работы по экологическому воспитанию в разных экологических группах. Детство – Пресс.- 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей старших дошкольников"
Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра....
"Использование технологии ТРИЗ для формирования и развития творческих, познавательных способностей старших дошкольников"
В материале рассказывается о технологии ТРИЗ, её методах и приёмах, используемых воспитателями ДОО для формирования и развития творческих, познавательных способностей у детей старшего дошкольного возр...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры»
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующ...
Непосредственно образовательная деятельность + технологическая карта «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольников» «Красота вокруг нас» 2021г.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский дизайн как средство развития творческого потенциала личности старших дошкольни...
Игра как средство развития творческой индивидуальности у старших дошкольников
Формирование активной творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, берет свое начало в детстве, является условием последующего развития личности человека, залого...