Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
материал (старшая группа)
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
«Развитие
мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста
через нетрадиционные техники рисования»
(опыт работы)
Мугдасимова Э.Р.,
воспитатель
г. Советский
март, 2022 г.
СЛАЙД 1
На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль.
СЛАЙД 2
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. Поэтому считаю, что в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны. Умелыми пальцы у ребёнка становятся не сразу. Рисование помогает в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Проблемой развития мелкой моторики рук через нетрадиционные приемы рисования занимались Рузанова Ю.В., Никитина А.В..
Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования Комарова Т.С. рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств: ватными палочками, ниток, трубочек, листьев и т.д.
На протяжении нескольких лет углубленно работаю по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования».
Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
СЛАЙД 3
Актуальность
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня этническое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, подкрепляют уверенности в собственные силы, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного отношение к деятельности.
СЛАЙД 4
Цель развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Задачи:
- познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
- формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;
- развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
- развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
- развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции;
- воспитывать интерес к рисованию
СЛАЙД 5
Формы работы:
- Беседа
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Восприятие художественной литературы
- Показ
- Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной художественной деятельности
- Оформление выставок
- Рассматривание наглядно- иллюстративного материала
- Игры (дидактические, настольно- печатные, на мелкую моторику, массаж и самомассаж пальцев рук)
- Экскурсии (музей, школа искусств)
- Участие в городских и районных конкурсах.
СЛАЙД 6
Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности:
- повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
- освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
- будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.
СЛАЙД 7
Новизна разработана система использования нетрадиционных техник в рисовании в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников с 3 до 7 лет
Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.
СЛАЙД 8
Приступив осенью к работе в группе «Затейники» и проанализировав рисунки детей, отметила, что в их работах прослеживается одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Пришла к выводу применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования, с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей.
Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования.
СЛАЙД 9
Подобрала и провела диагностику по развитию мелкой моторики у детей средней группы по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования».
СЛАЙД 10
С учетом полученных результатов разработала перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:
- ознакомление с новыми приемами изображения;
- беседы для уточнения;
- наблюдение за окружающей действительностью;
- игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
- рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий, и предметов;
- восприятие художественной литературы;
- продуктивная деятельность - рисование с использованием нетрадиционных техник.
СЛАЙД 11
Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:
СЛАЙД 12
- Консультации
- Рекомендации
- Памятки
- Практические занятия
- Мастер-классы
- Совместное участие в конкурсах, выставках
- Участие в Дне открытых дверей
- Участие в акциях, проектах
- Папки-передвижки
- Информация на сайте ДОУ, в газете «Алёнка»
- Индивидуальные беседы
СЛАЙД 13
Оформила в группе развивающую предметно - пространственную среду:
- Картотеку пальчиковых игр
- Игры и пособия для развития мелкой моторики
- Наглядно - иллюстративный материал
- Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
- Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
- Консультации, рекомендации, памятки для родителей
СЛАЙД 14
Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати - разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гофрированная бумага, пищевые пленки). Все находятся в доступном для детей месте.
СЛАЙД 15
Разработала перспективный план по играм «Развитие мелкой моторики»
Подбирала игры и задания
для развития мелкой моторики рук:
- «Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;
- «Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук
- «Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук
- «Перебрать фасоль»
- «Выложи из камушков предмет»
- «Застежки»
- «Цветная поляна» – для закрепления цветов
- «Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую моторику рук;
- «Соедини точки и раскрась» – развивать зрительную ориентировку и умение раскрашивать, не выходя за контур;
- «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
- «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
- Игры со счетными палочками - учить придумывать различные головоломки.
- «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.
Использовала нетрадиционные техники рисования не только на занятии по рисованию, но и на других занятиях.
Использование нетрадиционных техник рисования включила в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и уровень сформированности изобразительных навыков. Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.
Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей.
Провела:
- На родительском собрании выступила с сообщением на тему: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
- В рамках Дня открытых дверей Мастер – класс «Наша добрая матрёшка»
- Оформила выставки: «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».
- Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
- Привлекла к участию в муниципальном конкурсе фотоколлаж «Смастерим кормушку мы!» в рамках районной акции «Покормите птиц зимой!» - 2022 (Диплом 3 степени, 2022 г., сертификат участника)
Родители участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных конкурсов.
Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук, дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности, осваивают различные техники нетрадиционного рисования, с желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.
СЛАЙД 16
Дети участники и призёры конкурсов различного уровня:
В ДОО
- «Осенние фантазии» (2021 г.)
- «Конкурс чтецов» (Грамота участника 2021 г.)
- Выставка «Фестиваль волшебных снежинок» (Сертификат)
Муниципальных конкурсов:
- «Покормите птиц зимой!» (2022 г.)
Считаю, что использование в работе нетрадиционных техник, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие, атмосферу непринуждённости, открытости, самостоятельности, благоприятное отношение к деятельности.
Можно сделать вывод, что трудности в развитии мелкой моторики вполне преодолимы посредством использования нетрадиционных приемов рисования.
Повышаю свое профессиональное мастерство через участие в вебинарах, семинарах, мастер-классах, педсоветах, провожу открытое занятие.
- Прошла курсы повышения квалификации по темам: «Современные подходы к реализации ФГОС дошкольного образования» в объеме 144 часа, 2021 г.,
- «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» в объёме 72 часа, 2021 г.,
- Участвую в интернет – конкурсах (имею грамоты и дипломы)
- Посещаю мероприятия других педагогов.
В дальнейшем планирую продолжать работу над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Дополнить развивающую среду в группе играми на развитие мелкой моторики и материалами для нетрадиционного рисования. Планирую провести мастер –классы и практические занятия для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования.
СЛАЙД 17
Желаю творческих успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования для творчества детей в детском садуи для рисования дома....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...
"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования...