Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
материал (старшая группа)

Мугдасимова Эльвина Рафимовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

 

«Развитие

мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста

через нетрадиционные техники рисования»

 

 (опыт работы)

Мугдасимова Э.Р.,

воспитатель

г. Советский

март, 2022 г.

СЛАЙД 1

На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль.

СЛАЙД 2

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. Поэтому считаю, что в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны. Умелыми пальцы у ребёнка становятся не сразу.  Рисование помогает в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Проблемой развития мелкой моторики рук через нетрадиционные приемы рисования занимались Рузанова Ю.В., Никитина А.В..

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования Комарова Т.С. рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее.  Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать     не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств: ватными палочками, ниток, трубочек, листьев и т.д.

На протяжении нескольких лет углубленно работаю по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования».  

Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

СЛАЙД 3

Актуальность

          Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня этническое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, подкрепляют уверенности в собственные силы, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного отношение к деятельности.   

СЛАЙД 4

        Цель развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования  

Задачи:

  • познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;
  • развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
  • развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
  • развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции;
  • воспитывать интерес к рисованию

 СЛАЙД 5

   Формы работы:

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Экспериментирование
  • Восприятие художественной литературы
  • Показ
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной художественной деятельности
  • Оформление выставок
  • Рассматривание наглядно- иллюстративного материала
  • Игры (дидактические, настольно- печатные, на мелкую моторику, массаж и самомассаж пальцев рук)
  • Экскурсии (музей, школа искусств)
  • Участие в городских и районных конкурсах.

СЛАЙД 6

Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности:

  • повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
  • освоят техники работы с нетрадиционными материалами;
  • будут использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.

СЛАЙД 7

Новизна разработана система использования нетрадиционных техник в рисовании в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников с 3 до 7 лет

Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.

СЛАЙД 8

Приступив осенью к работе в группе «Затейники» и проанализировав рисунки детей, отметила, что в их работах прослеживается одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Пришла к выводу применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования, с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей.  

       Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования.

СЛАЙД 9

   Подобрала и провела диагностику по развитию мелкой моторики у детей средней группы по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования».

  СЛАЙД 10

 С учетом полученных результатов разработала перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:

  • ознакомление с новыми приемами изображения;
  • беседы для уточнения;
  • наблюдение за окружающей действительностью;
  • игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
  • рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий, и предметов;
  • восприятие художественной литературы;
  • продуктивная деятельность - рисование с использованием нетрадиционных техник.

СЛАЙД 11

Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:

СЛАЙД 12

  • Консультации
  • Рекомендации
  • Памятки
  • Практические занятия
  • Мастер-классы
  • Совместное участие в конкурсах, выставках
  • Участие в Дне открытых дверей
  • Участие в акциях, проектах
  • Папки-передвижки
  • Информация на сайте ДОУ, в газете «Алёнка»
  • Индивидуальные беседы

СЛАЙД 13

Оформила в группе развивающую предметно - пространственную среду:

  • Картотеку пальчиковых игр
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики
  • Наглядно - иллюстративный материал
  • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
  • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
  • Консультации, рекомендации, памятки для родителей

СЛАЙД 14

Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати -  разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гофрированная бумага, пищевые пленки).  Все находятся в доступном для детей месте.

СЛАЙД 15

Разработала перспективный план по играм «Развитие мелкой моторики»

Подбирала игры и задания

для развития мелкой моторики рук:

  • «Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;
  • «Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук
  • «Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук
  • «Перебрать фасоль»
  • «Выложи из камушков предмет»
  • «Застежки»
  • «Цветная поляна» – для закрепления цветов
  • «Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую моторику рук;
  • «Соедини точки и раскрась» – развивать зрительную ориентировку и умение раскрашивать, не выходя за контур;
  • «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
  • «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
  • Игры со счетными палочками -  учить придумывать различные головоломки.
  • «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.

  Использовала нетрадиционные техники рисования не только на занятии по рисованию, но и на других занятиях.

    Использование нетрадиционных техник рисования включила в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и   уровень сформированности изобразительных навыков.    Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.  

    Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей.

Провела:

  • На родительском собрании выступила с сообщением на тему: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»  
  • В рамках Дня открытых дверей Мастер – класс «Наша добрая матрёшка»  
  • Оформила выставки: «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».
  • Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
  • Привлекла к участию в муниципальном конкурсе фотоколлаж «Смастерим кормушку мы!» в рамках районной акции «Покормите птиц зимой!» - 2022 (Диплом 3 степени, 2022 г., сертификат участника)

Родители участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных конкурсов.

      Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук, дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности, осваивают различные техники нетрадиционного рисования, с желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.  

СЛАЙД 16

Дети участники и призёры конкурсов различного уровня:

В ДОО  

  • «Осенние фантазии» (2021 г.)
  • «Конкурс чтецов» (Грамота участника 2021 г.)
  • Выставка «Фестиваль волшебных снежинок» (Сертификат)

Муниципальных конкурсов:

  • «Покормите птиц зимой!» (2022 г.)

   Считаю, что использование в работе нетрадиционных техник, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие, атмосферу непринуждённости, открытости, самостоятельности, благоприятное отношение к деятельности.

Можно сделать вывод, что трудности в развитии мелкой моторики вполне преодолимы посредством использования нетрадиционных приемов рисования.

Повышаю свое профессиональное мастерство через участие в вебинарах, семинарах, мастер-классах, педсоветах, провожу открытое занятие.

  • Прошла курсы повышения квалификации по темам: «Современные подходы к реализации ФГОС дошкольного образования» в объеме 144 часа, 2021 г.,
  • «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» в объёме 72 часа, 2021 г.,
  • Участвую в интернет – конкурсах (имею грамоты и дипломы)
  • Посещаю мероприятия других педагогов.  

В дальнейшем планирую продолжать работу над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Дополнить развивающую среду в группе играми на развитие мелкой моторики и материалами для нетрадиционного рисования. Планирую провести мастер –классы и практические занятия для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования.

СЛАЙД 17

Желаю творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования  для творчества детей в детском садуи   для рисования дома....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...

"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования...