Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
статья

Кулакова Анастасия Андреевна

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами. Для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста. Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением почти всех детей.

Тем самым ребёнок набирается опыта изо - деятельности:

• Учится быть оригинальным

• Учится использовать средства выразительности

• Учится давать оценку своей и чужой деятельности

• Учится проявлять инициативу, самостоятельность

• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Для полноценной реализации задач на современном этапе необходимо определить и использовать в работе с детьми новые эффективные формы совместной деятельности, способствующие формированию творческой личности в современных условиях.

В связи с этим, использование нетрадиционных изобразительных техник, может выступать в качестве одного из важных средств развития творческих способностей наших воспитанников.

Результатами работы должны стать:

- Активность и самостоятельность детей в рисовании

- Умение находить новые способы для художественного изображения

- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Методы и приемы обучения:

- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;

- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);

- информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);

- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;

- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Вывод

Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

                                                     

Воспитатели:

Дроздова И.Н

Кулакова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования  для творчества детей в детском садуи   для рисования дома....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...

"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

Консультация по теме саморазвития: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Материал предполагает консультации по разным видам техник, рекомендовано для использования в работе с детьми и для работы с родителями...