Проект "Синичкин день"
проект (средняя группа)

" Синичкин день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinichkin_den.pptx709.19 КБ
Файл sinichkin_den_prezentatsiya.pptx984.05 КБ
Файл sinichkin_den_prilozheniya.docx697.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д сад п Песочное Проект в средней группе на тему: «Синичкин день» Воспитатель: Бастова . Е.Д 2021 г

Слайд 2

Актуальность проблемы: 12 ноября отмечается Всероссийский экологический праздник «Синичкин день» Народные приметы гласят: именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Синицы получили свое имя за пение звонких песен, которые напоминают перезвон колокольчика. Известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время. У детей недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Кроме того они не знают как посодействовать птицам уцелеть в зимний период.

Слайд 3

Визитка проекта Тема: «Синичкин день» Возрастная группа: средняя группа Тип проекта: познавательно- творческий Сроки реализации: краткосрочный- 1 неделя ( 08.11.21-12.11.21г) Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

Слайд 4

Цель: Создание условий способствующих формированию у воспитанников и их родителей осознанной привычки подкармливать птиц в зимний период.

Слайд 5

Задачи: 1.Познакомить детей с экологическим праздником « Синичкин день» 2.Расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания 3. Расширить словарный запас по теме. 4. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку; 5. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.

Слайд 6

Ожидаемые результаты Дети: - рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день» - расширились представления о жизни птиц в условиях зимы. - рассказывают как и зачем нужно заботится о зимующих птицах. - обогатился словарь детей по теме. Родители: Заинтересуются темой проекта Проявится желание к творческой, продуктивной деятельности Вместе с детьми нарисуют рисунок и поучаствуют во Всероссийском конкурсе « Синичкин день» В зимний период будут подкармливать птиц.

Слайд 7

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап 2. Основной этап 3. Завершающий этап

Слайд 8

Подготовительный этап Подборка и сбор - методической литературы. - наглядно- дидактического, иллюстрированного материала. - художественной литературы, картин. - подборка музыки: голоса птиц. - для изготовления кормушки. - консультация для родителей - информация об экологическом празднике. - постановление задачи перед родителями.

Слайд 9

Основной этап Планирование совместной деятельности педагога с детьми . - Д/ игра « Какой птицы не стало?» «Кто как кричит» - пальчиковая игра «Дятел» «Синичка» - физкультминутки : «Шустрая синичка», «Будем прыгать и скакать!» - наблюдение за синицей на участке детского сада. П/ игра «Гуси-гуси», «Птицы в клетке» - беседа «Как и зачем помогать зимующим птицам» История возникновения праздника «Синичкин день- презентация - составление рассказа- описания птицы- синицы - загадки о зимующих птицах - стих «Мерзнут лапки у синичек» - «О чем плачет синичка» Сухомлинский - чтение рассказа «Появились синички» ( Г.Скребицкий , В. Чаплина) - рассматривание иллюстраций - конструирование: изготовление кормушки, рисование- синичка.

Слайд 10

Основной этап Взаимодействие с родителями - информация об экологическом празднике. «Синичкин день» - консультация «Покорми птиц зимой», «Чем подкармливать птиц зимой» Нарисовать рисунок на конкурс. Принести корм для птиц

Слайд 11

Заключительный этап - оформление выставки рисунков - награждение грамотами за участие в конкурсе - вручение медалей всем участникам акции «Покормите птиц зимой». - фотоотчет о проделанной работе В результате проделанной мною работы дети получили знания об экологическом празднике «Синичкин день», пополнили свои знания о зимующих птицах; расширили словарный запас; научились заботиться о зимующих птицах; приобрели экологическую привычку подкармливать птиц зимой.

Слайд 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004. 2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып . 10 – СПб. 2010. 3. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007г.

Слайд 13

Кормушка для синичек (Конструирование)

Слайд 14

Рисунки на конкурс Дехконов Артем Губина Ева

Слайд 15

Рисунки на конкурс Макаровский Максим Самедова Динара

Слайд 16

Наши рисунки Мухин Тмимофей Анисимов Арсений

Слайд 17

Наши рисунки Сидоренко Эмилия Савинов Кирилл

Слайд 18

Наши грамоты за участие в конкурсе


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Беседа «Как помочь птицам зимой?»

Цель: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.

Вводная беседа.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Что зима принесла с собой?

- Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»

Есть птицы перелетные (улетающие на зимовку в южные страны) и зимующие (смелые, не улетающие от нас зимой птиц).

Загадки.

1) Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка)

2) Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей

Я бывалый … (воробей)

3) Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все … (дятел)

4) Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь)

- Каких зимующих птиц вы еще знаете? (ответы детей. Ворона, сорока, снегирь, голубь, синица, воробей, клёст, поползень, дятел, свиристель).

Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна.).

Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Cамая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Кормушки должны быть удобными для подлета и сидения птиц.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.

Прекрасно, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.

Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку. Удобны кормушки-автоматы, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку.

Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное.

Чтобы правильно кормить птиц,необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

А чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. И черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Пшено клюют только воробьи. Дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира. Для такого случая нужно взять сало и подвесить его на веточках кустарника. Красавцы снегири и свиристели любят ягоды рябины, бузины. Щеглы – семена лопуха, подсолнуха. Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Чтение стихотворения Александра Яшина.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большому количеству. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.

- Подскажите, чем ещё полезны птицы? (ответы детей)

• радуют нас песней;

• украшают природу.

Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их. Сегодня мы с вами изготовим и развесим кормушки в нашем поселке и птицы будут нам очень благодарны

Приложение 2

Беседа в средней группе «Синичкин день».

Цель: сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.

Задачи:

1) познакомить детей с синицей,

2) формировать умение отличать синиц от других видов птиц,

3) воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,

4) вызвать желание помогать птицам в зимний период.

  Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с одной очень маленькой, красивой птичкой, а какой угадайте из моей загадки.

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

Правильно ребята – это синичка. (Показ иллюстрации). Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? (Ответы детей). Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением  около жилья людей они дают сигнал людям, что скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Для этого люди делают кормушки и специальные домики-синичники. (Показ иллюстрации).

У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Удобную кормушку повесить на сучок.

Кормушки можно сделать из: банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.

Но чем мы будем их кормить? (Ответы детей). Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса.

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени; Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.  Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай. Чтение стихотворения:

Отдохнут пускай игрушки

Мы сегодняшним деньком

С вами сделаем кормушки

И повесим за окном.

Нелегко зимою птицам,

Им в морозы много бед.

Ждём вас милые синицы

Прилетайте на обед.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».

Дети встают парами идут по кругу и поют:

Летели две птички ростом невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Как они вставали, крепко обнимались (целовались).

В такт пению играющие дети машут руками-крыльями. На слова «садились» все приседают. На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями. Затем обнимают друг друга.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой славный хоровод у нас получился. А теперь мне скажите, как вы, вместе с родителями, можете помочь зимующим птицам в трудное для них время? (Ответы детей).

Правильно, надо обязательно повесить кормушки и подкармливать птиц. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика «Синички».

Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие памяти, речи.

«Синичка»

Шустрая синичка

(Машем двумя ладонями, изображая синичку.)

Села на кормушку.

(Указательными пальцами обеих рук «рисуем» кормушку.)

Пропищала тоненько:

(Прижимаем указательный палец к большому, оставляя маленькое пространство.)

 «Жду я тут подружку».  (Выпрямляем ладошку.)

«Дятел»

Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).

Сел на сук.

Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук -(одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)

Долбит сук.

Приложение 4

Физкультминутки

1. «Шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

2. «Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три. Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку, Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)  И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.)  И все дружно вместе встали. (Встали.)

 

Приложение 5

Прогулка для детей средней группы «Наблюдение за птицами»

«Синичкин день»

Цель: знакомство с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Задачи: продолжать вызывать интерес к пернатым. Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью. Установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам (синички). Подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать.

 

ЗАГАДКА: «Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош осенний день

 

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.

Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

Особенности питания синиц напрямую зависят от времени года и региона проживания. В весенне-летний период они кормятся насекомыми заедая их небольшим количеством семян и зерен. С поздней осени и до начала весны их рацион состоит из растительных кормов. Они наведываются на поля, подбирая оставшиеся после сбора урожая зерна овса, ржи, пшеницы и кукурузы. Охотно поедают оставшиеся на ветках кустов и деревьев ягоды, семена сосны, ели, бука. кедра, лещины. Внимательно обследуют кору деревьев, отыскивая спящих насекомых и их личинок.

Вопросы к детям:

 

- Что это за птица?

- Как она выглядит?

- Какие изменения происходят в жизни синиц осенью, зимой?

-Чем питаются синицы?

- Какую пользу они приносят?

12 ноября отмечают «Синичкин день».

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Но почему именно Синичкин день? А потому что синица-божья птица считалось на Руси. Интересно, что первые законы об охране птиц были приняты еще в Средние века, касались именно синиц. Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки, хлеба-то будет в доме достаток. В России считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

В народе говорят: «Не велика птичка – синичка, а и то свой праздник знает».

ПРИМЕТЫ: птицы запевают в дождь – к ясной погоде.

Птицы хохлятся – к ненастью.

Если синичка с утра начинает тенькать, ночью будет мороз.

 А сейчас давайте отдохнем немного.

Подвижные игры

Считалочкой выбираем водящего.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

1. Игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» — это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2—3 раза.

2. «Гуси-гуси».

Ход игры. Игроки «гуси» выстраиваются у одной стены; место у другой стены определяется в качестве их домика; «волк» занимает место посредине комнаты; между ведущим и «гусями» происходит диалог:

В.: Гуси-гуси!

Г.: Га-га-га!

В.: Есть хотите?

Г.:  Да-да-да!

В.: Ну летите!

Г.: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

В.: Ну летите, раз хотите, только крылья берегите!

После этого «гуси» летят в свой домик, а волк их ловит.

Приложение 8https://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image005.jpg

https://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image006.jpghttps://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image007.jpghttps://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image008.jpghttps://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image009.jpghttps://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image010.jpghttps://documents.infourok.ru/67c798f7-852b-4133-a237-e73ad56e1aae/0/image011.jpg

Приложение 6

Г. Скребицкий, В. Чаплина ПОЯВИЛИСЬ СИНИЧКИ

ПОЯВИЛИСЬ СИНИЧКИ

«Тинь-тинь, тинь,— слышится ранним утром во дворе.—Тинь, тинь, тинь».

Маленькая синичка, словно пушистый шарик, перескакивает с ветки на ветку. Ее черные, как бусинки, глаза внимательно оглядывают все кругом. Вот она заметила на снегу разные корочки, крошки хлеба, которые выкинули со стола. Синичка мигом слетела вниз, схватила хлебную корочку и вспорхнула обратно на ветку. Тут она прижала добычу лапками к сучку и принялась ее клевать.

Зимой синички всегда поближе к человеку держатся. И в селах, и даже в больших городах их постоянно в эту пору увидеть можно. А как только наступит весна, тут синички по лесам, по рощам, по большим садам разлетятся, примутся за разными букашками, червяками охотиться. Весною они всюду себе еду найдут.

Мёрзнут лапки у синичек

Мёрзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принёс:

- Посмотрите-ка сюда,

Это – вкусная еда!..

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся.

Беседа о прочитанном.

Как называется стихотворение, которые вы сейчас услышали?

Кто его написал?

- Почему мерзнут лапки у синичек?

- Что принес автор синицам?

- Это полезная еда для синичек?

- Почему синички не бояться, и садятся на ладонь?

Приложение 7

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное.

Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Развивать мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

3)С помощью дидактической игры: «Какая птица улетела?», закрепить знания детей о птицах (название, развивать память, внимание.

4)Физкультурная минутка: «Шустрая синичка».

Словарь новых слов: перелётные и зимующие птицы; зимовать; суровая зима; кормушка; шустрая синица, потревожили, нахохлились.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций зимующих птиц;

-чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь»;

-наблюдение за птицами во время прогулок;

Оборудование и материалы: презентация с изображением некоторых зимующих птиц: синицы, сороки, вороны, дятла, снегиря, воробья; звуковая фонограмма птиц; кормушка, кукла би-ба-бо птицы синицы.

Ход занятия

(Звучит спокойная музыка и в группу входит воспитатель в руках у него кукла синички, дети собираются вокруг воспитателя).

Воспитатель:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?  Называется (Синица).

Воспитатель:

-Вы правильно назвали птичку.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: -Наступила осень.

Воспитатель: - Назовите приметы осени.

Дети:

- Солнце не греет, стало холодно, спрятались насекомые, идут дожди, листья пожелтели.

Включается запись крика птиц улетающих на юг.

- Послушайте, что это за звуки?

Дети: - Это птицы полетели.

Воспитатель:

- Некоторые птицы от нас улетают в тёплые края, и они называются перелётными птицами.

-Давайте повторим, как называются эти птицы. (дети повторяют)

- Улетают не все птицы, а некоторые остаются. Они будут зимовать у нас. И эти птицы называются зимующие. (дети повторяют)

-Зимой птицы селятся ближе к людям.

-Как вы думаете почему?

Дети: -Потому что легче прокормиться.

Воспитатель:

- Теперь, я вам предлагаю познакомиться с зимующими птицами (презентация птиц).

Дидактическая игра: «Какая птица улетела?»

Воспитатель:

- А давайте немного поиграем с птичками.

- Посмотрите внимательно на экран и назовите, какие есть птицы.

Дети: -Сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, воробей.

Воспитатель:

- Сейчас одна из птиц улетит, а вы должны угадать какая птица улетела.

- Закройте, пожалуйста, ладошками глаза. Не подглядываем. Теперь открывайте.

- Посмотрите внимательно. Какая птичка улетела? (2-3 раза).

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы, вы были очень внимательны.

-Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель:

– А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка

- Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка.

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

Вопросы воспитателя: - Кто герои рассказа?

Дети: -Мальчик Миша, девочка Оля, синичка.

Воспитатель: - Что сделали ребята?

Дети: - Миша привязал веревку к дереву и они стали качаться.

Воспитатель: - Кого они потревожили?

Дети: -Оля и Миша потревожили синичку.

Воспитатель: - Почему плакала синичка?

Дети: -Синичка боялась что гнездышко упадет, а птенчики погибнут.

Воспитатель: - Как бы вы поступили?

Дети: -Мы бы не стали вешать качели на дерево.

Воспитатель: - Как вы думаете, как поступят ребята?

Дети: -Ребята не станут качаться на качелях, а поиграют в другую игру.

Психогимнастика:

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)

- А теперь что дальше?

Дети:

- Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)

Воспитатель:

- Как мы уже говорили сейчас у нас осень, но совсем скоро наступит зима. Птицам, которые остаются зимовать очень нелегко живётся, потому что зимой холодно и мало корма.

-Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И вы должны помочь им продержаться до весны.

Воспитатель: - А как мы можем помочь перезимовать птицам?

Дети: -Птиц надо покормить.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, их нужно подкармливать.

- А чем вы можете накормить птиц?

Дети: - Семечки, хлеб, сало, зёрнышки.

Воспитатель:

-А где же наша кормушка? Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек. (Дети кладут угощение и прикрепляют к кормушке птичек)

- Вот и покормили наших птиц.

Синичка:

- Спасибо вам, ребята. Вы такие заботливые. Мне пора в лес. До свидания!

Воспитатель:

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).

- А что больше всего понравилось?

- Что вам запомнилось?

- Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им.

- А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.

Вопросы

1.                 - Кто герои рассказа?

2.                 - Что сделали ребята?

3.                 - Кого они потревожили?

4.                 - Почему плакала синичка?

5.                 - Как бы ты поступил?

6.                 - Как ты думаешь, как поступят ребята?

Приложение 8

Загадки про зимующих птиц для детей с ответами

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. 
(Кормушка)

Избушка новая, 
Для всех столовая, 
Зовёт обедать, 
Крошек отведать. (Ответ кормушка)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
                                              (
Ответ Дятел)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
                                                 
(Дятел)

Снегирь Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!                          
(Снегирь)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
                                       
(Синица)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …                  
(Синички)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
                                             
(Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...                        
(Сорока)

Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…                    
(Сорока)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.                      
(Клёст)

В белых шубах ели, сосны...
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы?                      
(Клест еловик)

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти —                   
(Свиристели)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …                
(Ворона)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...            
(Сорока)

Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.                  
(Поползень)

Чернокрылый,

 Красногрудый

 И зимой найдет приют:

 Не боится он простуды

 - С первым снегом

 Тут как тут!                                            (Снегирь)

В лесу, под щебет,

 Звон и свист,

 Стучит лесной телеграфист:

 "Здорово, дрозд, приятель!"

 И ставит подпись ...                 (Дятел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Синичкин день» в старшей группе компенсирующей направленности

"Синичкин день"Место проведения: ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»Дата проведения: декабрь, 2012 годаВоспитатель: Бейдиева Хамида НежвединовнаУчитель-логопед: Степанова Гузель ...

проект Синичкин день

разработка проекта Синичкин день: конспекты занятий, фото,разработки...

Проект "Синичкин день"

Подобран материал по теме зимующие птицы...

Краткосрочный проект «Синичкин день»

Краткосрочный проект "Синичкин день"...

Проект "Синичкин день"

Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц.  В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день».Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвя...