Развитие детей раннего возраста (2-3 лет) посредством театрализованной деятельности
статья (младшая группа)

Федорова Светлана Владимировна

Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития ребёнка. Этот период является условием личностного становления ребёнка.

В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.

Театрализованная деятельность близка и понятна детям прежде всего потому, что в основе его лежит игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Малыши с удовольствием включаются в игру, перевоплощаясь в тот или иной образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей раннего возраста (2-3 лет)

посредством театрализованной деятельности

Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития ребёнка. Этот период является условием личностного становления ребёнка.

В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.

Театрализованная деятельность близка и понятна детям прежде всего потому, что в основе его лежит игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Малыши с удовольствием включаются в игру, перевоплощаясь в тот или иной образ.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи в особенности речевого, художественно-эстетического, интеллектуального развития и восприятия детей, является средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.

В группе раннего возраста театрализованная деятельность представляет собой игру с образной игрушкой, знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях.

С первыми театрализованными действиями малышей знакомят очень рано, включаю её в свою повседневную работу в режимных моментах:

во всех занятиях (во время непосредственно образовательной деятельности - как игровой прием и форму обучения детей, вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные ЗУНы; игровая форма способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре);

в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (организация игровых ситуаций на прогулках, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне НОД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией, разучивание потешек, подчеркивая их ритмичность и музыкальность);

в самостоятельную деятельность детей (игра с куклой, переодевания в различные костюмы в уголке ряжения; яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

В повседневной жизни можно использовать разнообразные виды кукольного театра (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), как наиболее близкого детям, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Например, привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное. Детям 2-3 лет сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или окончания фраз, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировке сказки "Репка" малыши "тянут" репку, машут рукой, призывая на помощь внучку или жучку, при разыгрывании сказки "Теремок" изображают, повадки и характерные особенности животных, пищат как мышка, квакают как лягушка, шагают неуклюже как медведь. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние, но надо признать, что при правильном подходе педагога, дети почти всегда с удовольствием «играют в сказку».

Педагогу следует постепенно расширять игровой опыт малышей, осваивая различные виды игр-драматизаций с постепенным усложнением игровых заданий, в которые вовлекается ребенок.

- игры-имитации отдельных действий человека, животного, птицы, имитации основных эмоций человека (Выглянуло солнышко – детки обрадовались: засмеялись, захлопали в ладоши, запрыгали от радости);

- игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать);

- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (маленькие воробушки машут крылышками);

- игра-импровизация под музыку (игра «Лиса и зайцы);

- бессловесная игра-импровизация с одним героем по текстам стихов и потешек, которые читает воспитатель (Заинька, походи,…);

- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, рассказываемых воспитателем (Мишка косолапый по лесу идет);

- ролевой диалог героев сказок («Мышонок и карандаш»);

- инсценировка фрагментов сказок о животных («Колобок»);

- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным и авторским сказкам («Теремок», В.Сутеев «Кто сказал: «Мяу»?»).

У детей раннего возраста отмечается становление режиссерской театрализованной игры:

- настольного театра игрушек (сюжеты знакомых коротких сказок разыгрываются при помощи обыкновенных «магазинных» или сделанных своими руками игрушек) на детском столе или коврике;

- настольного плоскостного театра (или театра картинок-персонажей, выполненных из бумаги, картона, пластика, дерева и пр.материала.) Картинки должны быть двусторонние, на устойчивой опоре.

Действия игрушек и картинок ограничены, они должны передавать действия героев, сопровождаться проговариванием текста и передачей интонации. Элемент сюрприза создается путем постепенного введения персонажей по ходу действия. Появляются первые декорации (солнышко, домик, речка в виде голубой ленточки, лес в виде пары деревьев, полянка – кусок зеленой ткани или картона), к изготовлению которых можно привлекать детей, чтобы развивать фантазию малышей и вовлекать их в совместное творчество.

- театр на фланелеграфе (на плоские картинки/фигурки из картона наклеиваются кусочки фланели, фетра, бархатной или наждачной бумаги для сцепления с экраном, обтянутым фланелью; рисунки подбираются из газет и журналов или выполняются своими руками совместно с малышами, экраны могут быть разной формы (например, экран-призма создает возможность попарного вовлечения большого количества детей группы), сценки на экранах получаются разные, и дети могут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

- пальчикового/перчаточного театра (используются куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерсти или ниток, выкраиваются они по контуру вытянутого пальца или ладони взрослого/ребенка так, чтобы кукла одевалась свободно на палец/руку кукловода, лицо персонажа вышивается, наклеивается, отображается с помощью ниток, веревок, пуговиц, бумаги, ткани); играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

Для плодотворного развития театрализованных игр и успешного приобщения детей к театрализованной деятельности необходимо создавать определенные условия:

- учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к материнской поэзии (потешкам, пестушкам);

- создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог;

- тщательно подбирать литературные произведения для театрализованных игр сообразно возрасту, интересам и возможностям детей;

- строить педагогическое сопровождение с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, в ее создании принимают участие дети; важными элементами среды могут стать организованные при непосредственном участии семьи театральные уголки в групповой комнате с коллекцией театров разных видов, атрибутами к театральным играм, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски);

- важна личность воспитателя (он должен искренне вовлекаться в театрализованную деятельность, уметь строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, основная цель которых – формирование творческих способностей детей).

Таким образом, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей раннего возраста неоспоримо и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.

Список использованной литературы:

#1050;алейдоскоп педагогических идей и практик/Сборник научных статей, выпуск – СПб, ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2017 г.

3. Додокина Н.В. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей/Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова. – М.: Мозайка-Синтез, 2008,

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»

В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО посредством музыкальной деятельности»

Материал предназначен для воспитателей детского сада, родителей, музыкальных руководителей. Данный матриал может оказать   существенную пользу  в период адаптаций детей к детскому саду,...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Развитие детей раннего возраста (2-3 лет) посредством театрализованной деятельности

Театральное искусство близко и понятно детям прежде всего потому, что в его основе лежит игра. Играя, малыш чувствует себя свободно и раскованно, что позволяет использовать театрализованные игры, оказ...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованной деятельности

В данной работе рассказывается об особенностях проведения занятий продуктивной деятельностью у детей раннего возраста. Проведенное исследование, позволяет наглядно увидеть, как методом интеграции можн...